Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Специфика демонологии северных регионов средневековой Руси

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Среди людей очень распространено поверье, что духи являются людям во сне. Особенно распространенно поверье, что к коням нередко являются во снах. С этим поверьем и возникло слово «кошмар». От английского слова maer (дух). Также во снах могут являться и другие существа, одержимые демонами. Например, вампиры, оборотни, тигры, бешеные собаки и т.д.
Для большего понимания мифологических черт в древнерусской литературе, рассмотрим ее подробнее.
Например, Апостол писал: « язычники, принося жертвы, приносят их бесам, а не Богу, но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1 Корин. 10, 20—21). Таким образом, Апостол считает язычников следователей бесов.
Некоторые апологеты 2-го века развили целую философию религиозной истории человечества, по которой вся религиозно-нравственная жизнь греко-римлян была обязана происхождением демонам.
Из-за такого отожествления языческих богов с демонами, на образе демонов должны были остаться мифологические черты. Так и случилось. В древнехристианских и византийских житиях можно найти много сказаний о явлении бесов – античных богов. В таком виде многие классические боги перешли на Русь встречаются, хотя и редко, в памятниках древнерусской литературы.
Придя на Руси с чертами античных богов, бес подвергся здесь тому же самому процессу, что и в первохристианстве – воспринял на себя черты русских языческих представлений.
Кроме стихийных богов, славяне признавали целый ряд своих соседей, стихийных обитателей (леших, водяных, домовых, русалок и т.д.). С приходом христианства на Русь, все эти существа приписывались язычеству, а значит, считались бесами. Однако их мы можем встретить в древнерусской письменности. Язычество наложило на древнерусское демонологическое верование определенный след.
С проблемой определенного образа у каждого «беса», большая часть верований представлена в фольклорной культуре в виде более или менее устойчивых, узнаваемых, общеизвестных образов нечистой силы, наделенных индивидуальными именами и набором типичных характеристик.
Фольклор славян не имеет определенной системы представлений о духах (что и делает проблему определенного образа у духов основной в изучении демонологии): сюжеты, где они возникают обычно антропоцентричны и причастны к одной теме – связи человека и мифологического персонажа. Остальные сюжеты встречаются крайне редко. Поэтому о способностях и особенностях «нечистых» мы можем узнать только из рассказов о действии самого героя. В этом и состоит отличие народных чертей от бесов христианского богословия. Вторые имеют свои особенности, свою «биографию», четкие контуры. А первые лишь фрагментарно наследуют ее корпусе сюжетов «народной Библии», а порой полностью теряют, замещая на уровне номинации других мифологических персонажей. При этом функции и действия черта оказываются подчинены логике самого фольклорного нарратива.
Облик и поведение персонажа в славянской мифологии в значи-тельной степени определяется несколькими факторами: образнойсистемой жанра, прагматикой текста (его иллокутивной целью), ти-пом коммуникации героя и духа.

Picture of Любовь Баранова
Любовь Баранова
Закончила ГАУГН, философский факультет. Преподаю в колледже уже шесть лет, за это время написала три научные статьи, сейчас работаю над четвертой. Кроме этого работаю детским репетитором и автором студенческих работ на сайте «Диплом777». Очень ценю свою работу за то, что постоянно развивают сама и могу делиться своими знаниями со студентами.