Важную роль играет воспитатель в анализе содержания литературного произведения после его прочтения. Чтобы заинтересовать детей художественной литературой, нужно учить их осознавать главную идею произведения, понимать мотивы поступков героев, поэтому следует беседовать с детьми о прочитанном, делая акцент на качествах героев. В ходе беседы воспитатель учит выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы, предлагать свои пути выхода из ситуации. Такую беседу с анализом необходимо проводить с детьми после каждого прочитанного произведения [27, c. 59].
Умение правильно формировать круг детского чтения – основное профессиональное умение педагогов дошкольной организации. Само формирование круга детского чтения является сложным процессом, требующим знания истории и современного состояния отечественной детской литературы, психологии дошкольного возраста. При отборе литературных произведений важно учитывать цель их предназначения: для чтения и рассказывания или исполнительской деятельности [1, c. 77]. Важно подчеркнуть, что отбор книг для детей необходимо осуществлять с учетом особенностей развития внимания, мышления, памяти, круга интересов детей.
ФГОС дошкольного образования формулирует задачи ознакомления дошкольников с художественной литературой в двух направлениях [23, c. 20]:
1) речевое развитие, которое включает знакомство с книгами, обучение пониманию текстов различных жанров детской литературы;
2) художественно-эстетическое развитие, которое предполагает развитие восприятия произведений и фольклора, формирование нравственно ценных качеств.
На основе этих задач выделяются общие критерии отбора произведений детской художественной литературы. Прежде всего, художественное произведение должно сочетать в себе познавательное, воспитательное и художественное начало.
Педагогические принципы ориентируются преимущественно на воспитательную ценность произведения, а также на доступность, наглядность, занимательность и динамичность сюжета.
Психологические принципы учитывают главным образом возрастные особенности детей, необходимость развивать концентрацию и переключение внимания, чтобы предотвратить быструю утомляемость, расширять социальный опыт, объем памяти и пр.
Литературоведческие принципы предполагают знакомство со всеми видами и жанрами литературы: проза, поэзия, драма, знакомство с русской народной литературой и литературой народов мира. При отборе литературного произведения учитывается единство содержания, тематики, проблематики и идейно-эмоциональной оценки [5, c. 51].
Следующим критерием отбора детской литературы является учет половых различий дошкольников. Так, подбирая литературу для чтения дошкольникам, воспитатель должен учитывать, что для девочек в большей степени нужно читать книги, где говорится о женском предназначении, ведении домашнего хозяйства, поведении в обществе. Мальчикам в большей степени будет интересна тематика о сильных и мужественных героях. Следует учитывать сезонный отбор литературных произведений.
Итак, отбор литературных произведений очень сложный и многогранный процесс, в котором уделяется внимание возрастным, временным, личностным, педагогическим и индивидуальным факторам построения образовательной деятельности в определенной возрастной группе. Здесь велика роль самого воспитателя, который должен знать, любить и понимать детскую литературу, следить за ее новинками, а также хорошо представлять интересы и возможности детей конкретной возрастной категории.
В группе детского сада важно, как можно более полно, реализовать воспитательные возможности книги, создавая определенные условия: доступность, ориентация на возрастные особенности, яркость, красочность, наглядность в уголке книги. Для того, чтобы формировать интерес детей к художественной литературе, важно не только учитывать критерии отбора к книгам, но и правильно создавать литературный центр в каждой группе. Он не только повышает интерес ребенка к детской книге, но и воспитывает бережное отношение к ней.
Итак, подводя итог анализу научно-теоретической литературы, представленному в рамках данного параграфа, необходимо еще раз отметить, что художественная литература является сильным эмоциональным средством, который может воздействовать на мысли и сознание детей, формировать определенные нравственно ценные качества и навыки поведения, воспитывать чувства и отношения дошкольников к окружающей действительности, обогащать социальный опыт воспитанников.
Специфика бесды как метода работы с художественной литературой с детьми старшего дошкольного возраста
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.