Для практической реализации метода убеждения используются разнообразные формы и средства воспитания. Важнейшее место среди форм убеждения занимают этические беседы. Они обогащают учащихся моральными представлениями и понятиями, знакомят с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поступкам других людей. Повышению эффективности этических бесед способствует высокий нравственный и культурный уровень воспитателя, эмоциональность подачи материала, умение вызвать учащихся на откровенность, проникнуться доверием к ведущему беседу. [6, с.44]
Большое место в беседах занимает разъяснение правил школьной дисциплины. Опытные классные руководители меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, как нужно поступать в том или ином случае. Благодаря этому полученные знания выступают своеобразным средством воспитания, в первую очередь, средством обогащения когнитивной сферы учащихся.
436626084772500Одной из форм нравственного убеждения является читательская конференция. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер и конференция перерастает в диспут. Его также следует рассматривать как весьма действенную форму убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать самостоятельное мнение, молодые люди усваивают нравственные принципы, содержание понятий добро и зло, долг и совесть, честь и личное достоинство. Поэтому диалог следует рассматривать как важнейший способ воспитывающего обучения. [17, с.32]
Развитию эстетического сознания школьников способствуют также экскурсии в музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театра. Классным руководителям следует привлекать учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей внутренний мир школьников. В подготовке и проведении конкурсов принимают участие учителя литературы, изобразительного искусства, пения.
Большое воспитательное значение имеет использование дискуссии как средства реализации метода убеждения. Термин «дискуссия» определяется и как исследование и обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Принято выделять следующие признаки дискуссии: обсуждение, обмен мнениями между её участниками; разбор и анализ какого-либо вопроса или явления с разных точек зрения; обобщение и рефлексия нового знания; выводы и рекомендации по совершенствованию поведения и активизации деятельности учащихся. [8, с.32]
В практике школьного воспитания выделяют несколько видов дискуссии. Чаще всего используются дебаты. Они предполагают поиск лучших аргументов в защиту своей точки зрения, обострение и уточнение своей позиции, демонстрацию слабой обоснованности аргументов противоположной стороны. Дебаты могут проходить как в устной, так и в письменной форме. Переговоры, как вид дискуссии, используются для обсуждения ситуации и поиска решения, нахождения компромисса, достижения консенсуса и налаживания сотрудничества между учащимися. Круглый стол позволяет организовать обмен мнениями, идеями среди учащихся. Такую же функцию выполняет заседание экспертной группы, которое может быть проведено при подготовке к более масштабной дискуссии [10, с.76].
436626062992000Организация и проведение дискуссии предполагает предварительную подготовку 5–6 учащихся по обсуждению намечаемой проблемы, в процессе которой происходит подбор материала и формирование общественного мнения ученического коллектива на обсуждаемую проблему. Во время дискуссии её участники должны учиться корректно излагать свою позицию сверстникам. При этом выступление наиболее активных школьников не должно перерастать в монолог. Все участники дискуссии должны иметь возможность задавать вопросы и получать на них ответы. Дискуссия позволяет учащимся выступить с сообщениями, представляющими их точку зрения, а затем ответить на вопросы других участников дискуссионного разговора. Содержательная дискуссия предполагает научение учащихся управлению своими чувствами, пониманию содержания и причин своих переживаний.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение. Оно может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами путём воздействия на чувства, ум и волю растущего человека. Использование этого метода способствует переоценке детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Внушение является важным методом воспитания в раннем детском возрасте, когда ребёнок довольно легко изменяет своё поведение в позитивную сторону.
Совершенствование форм и методов воспитания школьников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.