П. И. Сидоров и А. В. Парняков отмечают, что современный человек находится под непрерывным воздействием раздражителей, как внешнего, так и внутреннего мира, но он не в состоянии сразу отреагировать на каждый раздражитель и решать несколько самых разных задач одновременного. «Из большого потока раздражителей в каждый момент ясно воспринимаются только некоторые. Все остальные или вовсе не замечаются, или подмечается смутно, неопределенно. Припоминая, воображая, думая – человек сосредотачивается на чем-то конкретном, что впоследствии и является объектом его представлений, мыслей, чувств или действий» [2]. Данная избирательная и направленная особенность психической деятельности в общей психологии связана со вниманием.
Внимание – это такой психологический феномен, в отношении которого на сегодняшний день, у психологов отсутствует единое мнение. Это объясняется тем, что внимание довольно сложное психическое явление и поэтому различные психологи с различных позиций пытались и пытаются объяснять его возникновение и функционирование [6].
Одни психологи рассматривают внимание в качестве самостоятельного психического явления. А остальные считают, что внимание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного явления. Они объясняют это тем, что внимание присутствует в практически каждом психическом процессе.
Одним из определений внимания в психологии, обычно встречающееся в современной психологии, является определение, которое предложил Н.Ф.Добрынин: «понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека» [9].
В психологии выделяются следующие виды внимания:
1. Непроизвольное или пассивное внимание, которое навязывается субъекту внешними событиями.
2. Произвольное – реализуется в лоне сознательных намерений субъекта.
3. Постпроизвольное внимание является следствием развития и автоматизации деятельности [12].
Произвольное развивается из непроизвольного внимания. Однако и произвольное внимание способно переходить в непроизвольное. Высшие формы произвольного внимания образуются у человека в ходе трудовой деятельности, являясь при этом продуктом исторического развития [7]. По мнению С.Л. Рубинштейна, труд ориентирован на удовлетворение человеческих потребностей. В связи с этим продукты данного труда непосредственным образом представляют интерес. Однако получение этих продуктов связывается с деятельностью, по своему содержанию и способу реализации, не взывающей подобного интереса. В связи с этим для реализации данной деятельности требуется переход от непроизвольного внимания к произвольному. Причем внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более трудной становится человеческая трудовая деятельность в ходе исторического развития [11].
Гештальтпсихологи считали, что внимание воздействует на протекание психологических процессов подобно тому, как сообщаемая системе энергия воздействует на протекание физических процессов и, тем самым, усиливая тот процесс, на который оно направлено [10].
Когнитивные психологи под вниманием понимают некую отдельную инстанцию, которую рассматривают в качестве блока селекции информации. По их мнению, одной из главных функций внимания является ограничение объема информации, которая поступает на стадию переработки. Внимание, в большей степени, является фильтром информации, которая поступает по сенсорным каналам [5]. В рамках этого подхода выделяются концепции ранней селекции, поздней селекции и гибкой селекции:
1. Теория ранней селекции. Модель фильтра Д. Бродбента опирается на идею о том, что ЦНС человека является каналом передачи информации с ограниченной пропускной способностью. Индивид должен дробить поступающую из внешнего мира информацию на отдельные элементы, чтобы они не превышали возможности обрабатывающей системы, потому что центральные механизмы переработки имеют дело лишь с одним объектом.
2. Модель поздней селекции Э. и Д. Дойч, которые сформулировали гипотезу поздней селекции информации. Они предположили, что ограничения в системе переработки лежат ближе к выходу, на этапе осознания, принятия решения и ответа.
3. Теория гибкой и множественной селекции Р. Шиффрина. Согласно этой модели различаются процессы автоматического обнаружения и управляемого поиска. Под автоматическим обнаружением понимается восприятие стимулов при помощи монотонных программ обработки, которые хранятся в долговременной памяти и позволяют руководить потоками информации, ориентировать внимание и генерировать ответы. Под управляемым поиском понимается более или менее новая последовательность преобразования информации, которая не храниться в готовом виде [2].
Внимание способствует избирательности протекания каждого психического процесса и в связи с этим выделяются следующие высшие формы человеческого внимания:
сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и др.);
моторное или двигательное внимание;
чувственное, относящееся к восприятию;
интеллектуальное, относящееся к воспроизведенным представлениям [8].
Выделяют следующие главные свойства внимания:
1. Концентрацию внимания, заключающуюся в человеческой способности сосредотачиваться на основном.
2. Объем, заключающийся в количестве однородных предметов, охватывающих внимание.
3. Распределяемость внимания — в возможности в сознании одновременно обладать несколькими разнородными объектами либо реализовывать трудную деятельность, которая состоит из множества одновременных операций.
4. Устойчивость внимания – в том, что в течение длительности будет сохраняться концентрация внимания.
5. Переключаемость внимания — способности быстрым образом выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
6. Избирательность внимания — в возможности эффективной настройки на информационное восприятие, которое относится к сознательной цели.
7. Отвлекаемость внимания является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности [6].
Внимание напрямую связано с сознанием и с каждой стороной сознания. Роль экспрессивных факторов ярким образом может сказаться в особенности существенной для внимания зависимости его от интереса. Роль воли непосредственно выражается в факте произвольного внимания. По причине того, что внимание существенно отличается различными свойствами, независимые друг от друга. Поэтому в зависимости от различных свойств внимания С.Л. Рубинштейн предложил выделить и различные типы внимания:
широкое и узкое внимание — в зависимости от объема;
хорошо и плохо распределяемое;
быстро и медленно переключаемое;
концентрированное и флюктуирующее;
устойчивое и неустойчивое [4].
Таким образом, под вниманием в психологии понимается сосредоточенность деятельности человека в определенный момент времени на неком реальном либо идеальном объекте. Выделяется следующие виды внимания: произвольный, непроизвольный и постпроизвольный виды. А к главным качествам внимания относятся: концентрация, объем, распределяемость, устойчивость, переключаемость, избирательность и отвлекаемость [7].
Содержание работы дефектолога в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.