Чувство взрослости — это психологический симптом начала подросткового возраста. Этот период, совпадающий с началом полового созревания, ученые называют «гормональной бурей». Именно в этот период происходят серьезные физические, физиологические и психологические изменения, появляется сексуальное влечение.
В подростковом возрасте быстро развиваются такие личностные качества, как самосознание и самооценка. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки. Так, при завышенной самооценке у него часто могут возникать конфликты с окружающими. Самооценка оказывает существенное влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, он может намечать программу самовоспитания.
В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, подросток приобретает взрослую логику мышления, происходит дальнейшая интеллектуализация восприятия и памяти. С общим интеллектуальным развитием связано и развитие воображения.
В подростковом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения, поэтому эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Благодаря бурному росту и перестройке организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба — все это расстраивает подростка, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, и даже неврозу.
Примерно в 11 — 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им с пристрастием. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть.
Д. И. Фельдштейном разработана типология направленности личности подростков:
Первый тип характеризуется положительным отношением к обществу и к себе. Он включает в себя 2 подтипа. У одного гуманистическая направленность сочетается с альтруистической акцентуацией. В этом случае для подростков большую ценность представляет общество, интересы других людей (коллективистическая направленность). Но при такой направленности в современных условиях нередко происходит определенное обесценивание подростком себя, ведущее к негативному отношению к себе, к патологическим изменениям личности и депрессивному состоянию. У второго типа гуманистическая направленность имеет индивидуалистическую акцентуацию. Для такого подростка важно признание обществом его личной значимости, неповторимости.
У второго типа доминирует эгоистическая направленность, проявляющаяся в, безусловно, положительном отношении к себе и отрицательном — к обществу. Два подтипа сочетают эту направленность соответственно с индивидуалистической и эгоцентрической акцентуацией. В последнем случае у подростков возникает резко отрицательное отношение к обществу, сочетающееся со сдержанным отношением к себе.
К третьему типу Д. И. Фельдштейн относит подростков с депрессивной направленностью. Они полностью обесценивают себя и сдержанно относятся к обществу.
Наконец, четвертый тип личности характеризуется суицидальной направленностью: для подростка ни он сам, ни общество не имеют никакой значимости.
Содержание и организация физического воспитания средних школьников в общеобразовательной школе
- Diplom777
- Физическая культура
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777