Воспитание, как процесс созидания личности и развития её социальной активности, имеет множество разнонаправленных модификаций. Так, к числу важных и значимых на наш взгляд относится социальное воспитание. Социальное воспитание – это воспитание индивида в социуме, социальной среде, социальной общине в ходе его взаимодействия с ними. Цель социального педагогического воспитания: Содействовать развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе, т.е. через накопление социального опыта и формирование социальной активности личности [3, c. 177]..
Воспитание социальной активности личности наряду с целью имеют свои задачи, которые сводятся к следующему:
1.Формирование социальной активности личности;
2. Достижение социального самоопределения;
3. Достижение жизненного успеха;
4. Выживание в обществе [5, c. 184].
Объектом социального воспитания является человек, ребенок, (процесс относительно целенаправленного и планомерного его развития в воспитательно – образовательных организациях). Субъекты социального воспитания — конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения [1, c. 54].
Таким образом, Становление личности происходит в ходе ее социализации, социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе этого процесса происходит усвоение человеком социального опыта, т. е. преобразование его в собственные ценности и ориентации [3].
Социализация личности в педагогической ситуации связана с развитием определённых социальных стадий, подразумевающих проявление разнонаправленных форм социальной активности личности в педагогической ситуации [7, c. 19]. Под стадиями социализации личности в педагогической ситуации понимаются следующие:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации. От рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
2. Стадия индивидуализации. У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.
3. Стадия интеграции. У человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в него. Интеграция проходит благополучно, если личностные свойства человека принимаются обществом, группой. Если этого не происходит, то чаще всего встречаются следующие варианты: сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми, с обществом; изменение себя по принципу «стать как все»; конформизм, внешнее соглашательство, социальная адаптация.
4. Трудовая стадия. Охватывает весь период зрелости человека, его трудовой деятельности. Эта стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность [14, c. 59]. Данная стадия является своеобразным продолжением педагогического воздействия на сильные и слабые стороны психики и личности ребенка. Благодаря педагогизации социальной активности/, личность приобретает те универсальные психические новообразования, которые помогают ей на дальнейших этапах жизнедеятельности расти и развиваться, независимо от условий жизни в целом [19, c. 66].
Социальное воспитание личности и формирование на этой основе её активности в педагогической ситуации выстраивается на следующих принципах, постулатах воспитательного педагогического воздействия на обучающегося:
1. Принцип природосообразности (Аристотель, Я.А. Коменский, А. Дистервег. К.Д. Ушинский.) Суть: социальное воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Данный принцип предполагает необходимость учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка при решении задач воспитания.
2. Принцип культуросообразности (Дж. Локк, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.) Суть: социальное воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями, нормами, традициями конкретной национальной, региональной культур, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
3. Принцип дополнительности в социальном воспитании. Суть: Предполагает подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Социальное воспитание рассматривается как один из факторов развития, наряду с природными, социальными, культурными факторами. Принцип дополнительности позволяет рассматривать воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов семейного, религиозного, социального воспитания
.4. Принцип центрации социального воспитания на развитии личности. Суть: признание приоритета личности. Воспитательно-образовательные учреждения и организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средство развития личности с признанием ее приоритета по отношению к обществу, государству, социальным институтам;
5. Принцип ориентации на социально-ценностные отношения. Суть: детям предъявляются разнообразные объекты мира с точки зрения их значимости для жизни человека.
6. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
7. Принцип коллективности социального воспитания. Суть: Социальное воспитание осуществляется в коллективах различного типа, дает детям опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающим миром, создает условия для позитивного самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
8. Принцип диалогичности социального воспитания Суть: предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам воспитания как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных членов воспитательной организации), а также совместное продуцирование ценностей [11, c. 74].
Таким образом, воспитание социально-педагогической активности личности имеет важное значение в педагогике в плане воспитания и развития подрастающего поколения. От того, какие методы и тактики взаимодействия вкладывает классный руководитель в процесс формирования и развития личности, во многом зависят разнонаправленные формы проявления её социальной активности. Социальная активность личности в педагогической ситуации во многом связана с личностным развитием, с личностной зрелостью и формированием основных личностных новообразований, которые характерны для старшего школьного возраста, как основного синзитивного периода формирования социальной активности личности.
Социально педагогические аспекты формирования социальной активности личности
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.