Социальная реабилитация лиц, страдающих психическими заболеваниями, имеет свои особенности, которые связаны напрямую с самими же заболеваниями. Это связано с тем, что Инвалиды с психическими расстройствами относятся к наиболее социально дезадаптированным группам населения. В общей структуре инвалидности по классам болезни психические заболевания занимают третье ранговое место и составляют 10 % [29, с. 56].
Психические расстройства отличаются большой вариабельностью как по клиническим особенностям, тем или иным проявлениям психической дезорганизации, так и по степени ее выраженности. В 10-й Международной классификации болезней описано 458 категорий психических расстройств, но далеко не все из них приводят к инвалидизации. К наиболее серьезным заболеваниям, вызывающим выраженные нарушения жизнедеятельности, относятся шизофрения, умственная отсталость, старческое слабоумие, расстройства настроения, личности и некоторые другие [11]. Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах определяются как характером ограничения жизнедеятельности и способностью к компенсации нарушенных психических функций, так и местом их проведения. Но в любом случае предусматриваются две стратегии вмешательств: 1) развитие навыков инвалида; 2) расширение внешних ресурсов. В настоящее время основными формами реабилитации лиц, страдающих психическими заболеваниями, проводимыми в рамках психоневрологического центра и связанных с ним социальных служб, являются сами учреждения стационарного типа — психоневрологические интернаты и диспансеры (ПНД) для взрослых и детей .Основными задачами психоневрологических интернатов служат:
материально-бытовое обеспечение инвалидов и создание наиболее адекватных по возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности;
организация ухода и надзора за пациентами, оказание медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;
осуществление реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера;
организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате (психическом диспансере) [14, с. 58].
На этой основе главные организационные задачи социальной помощи в условиях ПНД:
организация различных форм социальной поддержки пациентов;
обеспечение социальной помощи больным и их семьям; оформление документов и госпитализация пациентов при наличии показаний в учреждения органов социального обслуживания; решение вопросов опеки;
проведение социально-реабилитационных программ — образовательных курсов по основам психиатрических знаний, различных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тренингов социальных навыков; восстановление профессионального функционирования или обеспечение трудовой занятости;
оказание психологической поддержки семьям, имеющим психически больного;
организация общественных форм помощи потребителей — самих больных, их родственников и ближайшего окружения;
установление связей и взаимодействия психоневрологического диспансера с территориальными социальными и другими учреждениями, имеющими отношение к социальным проблемам психически больных людей [25, с. 66].
С целью активизации психической деятельности больных специалистами предлагается использовать следующие реабилитационно-восстановительные режимы содержания пациентов:
режим постоянного наблюдения, когда больной постоянно находится в поле зрения персонала;
режим общего наблюдения, который предполагает возможность перемещения пациента по территории;
ограниченно-свободный режим (в пределах учреждения);
собственно свободный режим содержания [2, с. 13].
Лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) и специализированные цехи в системе органов здравоохранения представляют основную базу для организации трудовой деятельности инвалидов по психическому заболеванию. Они развернуты в структуре психоневрологических диспансеров и психиатрических больниц.
Заметную роль в реабилитации инвалидов по психическому заболеванию играют общественные объединения. Их условно можно разделить на два вида: 1) профессиональные общественные объединения, в состав которых входят психиатры, психологи, социальные работники и другие специалисты; 2) общественные организации, которые представлены самими пациентами, их родственниками, лицами, им сочувствующими [18].
Социальная реабилитация лиц, страдающих психическими заболеваниями, направлена на восстановление трудового статуса и приобретение способности жить в естественных условиях. Один из способов достижения способности вести независимую, личностно удовлетворяющую жизнь может быть выражен формулой: репетиция-имитация «нормальной» самостоятельной жизни и общественных взаимодействий. С помощью психосоциального тренинга больные также учатся справляться с конфликтами, отстаивать свои интересы, определять реальные перспективы, действовать в соответствии с ожиданиями общества [17, с. 155].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что опыт социальной реабилитации имеет свои многоаспектные проявления в жизни лиц, страдающих психическими заболеваниями. Многое в жизни такого человека зависит как от времени возникновения психического заболевания, так и от внутренних резервных механизмов психики, определяющих уровень реабилитационного потенциала человека. Однако, несмотря на уровни реабилитационного потенциала, а также на особенности социальной жизни человека, особую значимость имеет само учреждение для лиц, страдающих психическими заболеваниями: психоневрологический центр или диспансер, деятельность которого направлена как на развитие адаптационного потенциала личности в социальной ситуации, так и на учёт индивидуальных возможностей человека, определяющих уровень его реабилитационного потенциала.
Социальная реабилитация лиц с психическими нарушениями. Оценка реабилитационного потенциала.
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.