Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Сказка как средство развития навыков языковых средств речи у детей старшего дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Картина мира в сказке, по традиции, идущей из мифологии, всегда цикличная, вследствие чего и хронотоп в фольклорной сказке не выходит за рамки кольца – «замкнут»: инициальные формы типа «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» «настраивают читателей и слушателей на восприятие чудесного рассказа», то есть свидетельствуют о начале повествования, а финальные формулы типа «стали жить-поживать…», «и я там был, мёд-пиво пил» выполняют ограничительную функцию, служат «знаком как сказочного финала, так и всей сказки» [18, с.74].
Главный герой народной сказки всегда проходит проверку на нравственные качества. Как видим, в мире, пронизанном хронотопом фантастической случайности, единственным законом оказывается нравственный закон, «уничтожая нравственный хаос совсем, либо оттесняя его на периферию художественного пространства» [9, с.24].
Мир и хронотоп в фольклорной сказке можно назвать «антропооцентричным». Хронотоп разделяется на две категории: временная и пространственная.
Категория времени в фольклорной сказке будет выражаться через репрезентантов, которые можно поделить на две группы:
Значение «временной неопределенности» («близко ли, далеко ли», «много ли, мало ли» и др.).
Примеры:
«Иван, купеческий сын … распрощался с отцом и отправился в путь-дорогу искать тридесятое царство. Шёл он куда глаза глядят, долго ли коротко ли» [12, с.88].
Значение «неожиданное время действия».
В аспекте изучения и рассмотрения пространства и его отношений в рамках народной сказки, О.И. Зворыгина предлагает такую классификацию типов сказочного пространства:
а) пространство, напоминающее реальную действительность;
б) фантастическое или волшебное пространство;
в) общественно-социальное пространство;
г) пространство точечного характера;
д) психологическое пространство [12, с.88].
Рассмотрим более подробно первые два типа сказочного пространства:
Пространство, напоминающее реальную действительность. В народной сказке этот тип пространства представлен следующими языковыми элементами: «В некотором царстве, в некотором государстве был купец; жена у него померла, остался один сын Иван» [12, с.90]. Такой репрезентант характеризует открытое пространство, местность, не имеющую ярко очерченных границ.
Фантастическое или волшебное пространство. Данный тип пространства прямо противоположен первому типу – это мир, населенный волшебными и фантастическими существами, которые не существовали в реальной жизни. Речевой репрезентант подобного типа пространства представлен следующими языковыми формулами: «За тридевять земель, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею» [12, с.91].
Народная сказка может включать в себя сразу два-три разных жанра одновременно. Так, можно рассмотреть следующие типы жанровых своеобразий народных сказок.
Народные сказки о животном и растительном мире. В таких сказках главными героями являются не люди и не волшебные герои, а птицы, животные, рыбы, насекомые, цветы, деревья и др.
Волшебные сказки – имеют в своей основе сложную композицию, которая состоит из экспозиции, завязки, развития сюжета, кульминации и развязки, происходит от обряда инициации. Здесь также присутствует строгое разделение на хороших (положительных) и плохих(отрицательных) героев.
Легендарные сказки совмещают в себе черты сказочного и мифологического.
Бытовые сказки. Эти народные сказки очень тесно связаны с миром действительности. В таких сказках отсутствует мир волшебства и фантастики как таковой, в этих сказках герои – люди, которые борются за справедливость, добро, радость жизни.
Сказки-небылицы [7, с.78].
Помимо сказок для развития речи дошкольников Е.А. Коряжкина (2016) большое значение отводит малым жанрам фольклора:
— прибаутки,
— загадки,
— потешки,
— скороговорки,
— пословицы,
— небылицы,
— народные песни,
— считалочки и др. [6, с.3].
Творческое воображение дошкольника развивается постепенно, в процессе приобретения им реального жизненного опыта. Чем более будет богат опыт ребенка, чем больше он видел, слышал, пережил, узнал, чем больше впечатлений об окружающей действительности он накопил, тем более разнообразным материалом располагает его воображение, тем больший простор открывается для его фантазии и творчества, которое активнее и полнее всего реализуется в играх, сочинительстве сказок и историй, рисовании. В связи с этим речь ребенка становится богаче и грамотнее.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.