При органической закрытой ринолалии, прежде всего, следует устранить причины заложенности носа. Как только происходит правильное носовое дыхание, дефект также исчезает. Если после устранения обструкции (например, после аденотомии) ринолалии продолжают проявляться, они прибегают к тем же упражнениям, что и при функциональных расстройствах.
Эффективность логопедической работы по устранению ринолалии зависит от состояния носоглотки, от возраста ребенка. Важным фактором является способность ребенка различать носовой голос и нормальный. На начальном этапе обучения рекомендуются дыхательные упражнения, цель которых состоит в том, чтобы различать назальный и оральный вдох и выдох. Это достигается вначале упражнениями со взрывом, а затем чередованием короткого и длинного носового выдоха. Одновременно активизируются мышцы мягкого неба и задней стенки глотки. Следующим этапом является работа по дифференциации ротового и носового выдохов. Это подготавливает возможность установки и автоматизации носовых звуков: губно-губного окуляра м и переднего язычного смачного н [8,c.17]
Детей учат утрированному произношению, так чтобы сильная вибрация ощущается на крыльях и основании носа. Таким же образом гласные практикуют перед носовыми звуками (ам, ом, ум, ан). При произнесении этих звуков и слогов мягкое нёбо пассивно, логопед контролирует движение губ (при м) или языка (при н) и силу выдоха из носа. После этого назальные звуки фиксируются словами. Они должны быть выражены интенсивно и долго, с сильным носовым резонансом.
Чтобы исправить дефект, детям школьного возраста могут вставить тонкую резиновую трубку в носовой проход, а другой конец — в наружный слуховой канал, чтобы ребенок «слышал с помощью носа» и контролировал голосовые вибрации при формировании носовых звуков. Завершающим этапом является работа над звучностью гласных звуков и сопоставлением звуков на основе назальности-не-назальности (п, б-м; д-н).
Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевск) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным резонансом носа при произнесении носовых звуков и наличием тембра носа (носовой голос). Причиной является сочетание заложенности носа и недостаточности глоточного глоточного контакта функционального и органического происхождения.
Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевск) выделяют смешанную ринолалию — состояние речи, характеризующееся пониженным резонансом носа при произнесении носовых звуков и наличием тембра носа (носовой голос). Причиной является сочетание заложенности носа и недостаточности нёба- глоточного контакта функционального и органического происхождения.
Наиболее типичными являются комбинации укороченного мягкого неба, его подслизистого расщепления и образования аденоидов, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы при произнесении оральных звуков.
Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, потому что возникает небно-глоточная недостаточность и появляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопед должен тщательно изучить структуру и функцию мягкого неба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, обсудить с врачом необходимость устранения заложенности носа и предупредить родителей о возможность ухудшения тембра голоса. После операции используются методики коррекции, разработанные для открытой ринолалии.
Система коррекционно-логопедической работы при ринолалии.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.