По данным Л.А. Венгера, большинство детей осваивают сенсорные эталоны в среднем и старшем дошкольном возрасте. Однако в исследованиях Г.А. Кислюк и Л.А. Пеньевской было выявлено наличие существенных индивидуальных различий в освоении детьми сенсорных эталонов, что в ряде случаев перекрывало возрастные границы. Некоторые дети даже в 5-7 лет всё ещё использовали предметные предэталоны; в то же время в условиях целенаправленной организации одинаковой по характеру перцептивной деятельности у всех воспитанников одной группы детского сада были получены, очень близкие показатели эффективности различения геометрических фигур, не зависящие от различий календарного возраста испытуемых. Поэтому границы между вторым и третьим периодом освоения эталонных значений, в силу индивидуальных различий детей, оказываются довольно размытыми [17].
Сенсорные эталоны выступают средствами осуществления перцептивных действий, источником формирования которых, как убедительно доказывают исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, выступает практическая деятельность. С одной стороны, именно она определяет и то, какие свойства должны отображаться, и меру необходимой полноты и детальности их отображения. С другой – характер развития средств и операций перцептивного действия детерминируется предметным и операционно-двигательным составом практической деятельности [10].
В частности, в исследованиях З.М. Богусавской, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко и А.Г. Рузской было установлено, что результативность восприятия детьми формы предметов находится в зависимости от используемых ими способов обследования. Так, зрительное обследование и тактильно- кинестетического обследование формы предметов у детей четвертого года жизни протекает по-разному [13].
При зрительном ознакомлении с предложенным предметом трехлетние дети совершают движения глаз внутри фигуры, не делая акцент на форму, но уже к четырём годам дети показывают более высокие результаты, хотя и продолжают, в основном, ориентироваться на площадь и величину, а не на форму. Вполне сложившиеся способы зрительного перцептивного действия отмечаются лишь у детей шести лет. При изменении перцептивной задачи – переходе от ознакомления к узнаванию объекта – существенно изменяется характер движения глаз детей. Именно при выполнении опознавательного действия трехлетние дети начинают наиболее детально обследовать фигуру. Появляются движения, выходящие за пределы контура фигуры и распространяющиеся на область фона, которые направлены на выделение фигуры из фона, увеличивается амплитуда движений глаз, что выполняет функцию измерения, а не построения образа. В среднем у детей четвёртого года жизни узнавание фигуры занимает 8 секунд [22].
Исследуя движения руки ребенка в процессе осязательного восприятия формы, ученые пришли к выводу, что при решении задачи обследования объекта, ознакомления с ним, движения рук детей четвёртого года жизни больше похожие на «хватательные» или «трогающие»: они не выделяют контура фигуры, пальцы рук движутся по её поверхности, а не по контуру; дети ориентируются скорее на величину, а не на форму объекта. Более того, до 80% отведенного времени рука ребёнка этого возраста находится в покое, не совершая никаких движений. Лишь к возрасту 6-7 лет, когда при обследовании фигуры моментов покоя практически не наблюдается, дети достигают высоких результатов и почти безошибочно решают поставленные перед ним задачи в узнавании обследуемой фигуры среди предложенных [9].
Исследователи пришли к выводу, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия тех движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней, особенностям этой фигуры. Безошибочно узнавали фигуру те дети, которые при ощупывании последовательно обводили кончиками пальцев весь её контур, а при осмотре прослеживали взором этот контур или, по крайней мере, наиболее характерную его часть [6].
Всем известно, что мы воспринимаем мир с помощью органов чувств, а точнее через пять сенсорных систем: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Больше всего информации мы получаем с помощью зрения и слуха, так как эти анализаторы являются для человека ведущими. Однако, проводя развивающие игры с детьми, нужно делать упор на равнозначное развитие все систем. Вкус и обоняние тесно связаны с эмоциональной сферой. Когда ребенок учится различать предметы на ощупь, называть вкус еды, находить имена разным ощущениям, он учится управлять своими эмоциями, осваивает их многообразие и контрастность через телесные ощущения. Кроме того, чтобы сенсорное развитие детей дошкольного возраста шло правильно, нужно обязательно пройти этап формирования так называемых сенсорных эталонов – общепринятого понимания свойств разных предметов. Это очень важная характеристика, которая поможет ребенку в социализации.
Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.