Предпосылки понятия «социализация» уже заложены во взаимодействии общества с индивидом, обусловленном пониманием природы человека. Средневековье провозгласило человека «образом и подобием Бога» и впервые в истории утвердило ценностный статус личности. Для эпохи Возрождения человек безграничен в своем стремлении к самореализации и противопоставлен обществу как автономный «микрокосм». Новое время обозначило глубину личностного начала на основе когнитивной стратегии, социализация в вере была переориентирована на социализацию в обществе.
До середины ХХ века соотношение социального и индивидуального в человеке по-разному разрабатывалось в различных моделях социализации. Основой психоаналитической модели является механизм адаптации индивида в общественную среду; социализация детерминирована бессознательными механизмами и скорректирована общественными связями.
Большой вклад в изучение проблемы взаимоотношений человека и общества внес испанский философ Х. Ортега-и-Гассет. По мнению философа, перед человеком всегда имеется большое поле возможностей, и на основе собственного выбора человек реализует одну из них. Этот выбор ставит человека в положение творца своей судьбы, в то же время накладывает определенную долю ответственности за свой выбор.
В работе «Человек и люди» философ выделяет три уровня жизнедеятельности человека – индивидуальная жизнь, межиндивидуальное общение, социальные отношения – которые становятся различными уровнями его социализации.
Главная ценность человека – его духовный мир. Если ценности культуры становятся значимыми для человека, если он «затронут ими, если воссоздал их для себя, включил их в свой внутренний мир, сделал своим личным достоянием» [19, с. 40], человек реализует себя как личность, как индивидуальность.
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к заключению, что социализация представляет собой процесс непрерывного взаимодействия человека и общества. Это комплексный феномен, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом ценностей, установок, норм определенной социальной группы или общества в целом, с другой стороны, активное участие человека в формировании общественных ценностей и определения своего места в социуме.
Приобщаясь к различным сферам общественной жизни, индивид приобретает все большую самостоятельность, автономность, индивидуальность. Социализация есть двусторонний процесс, в котором с расширением возможностей человека как личности и субъекта деятельности, развивается само общество, реализуется идея прогресса в истории. «Человек – продукт истории» или «Человек – хозяин своей судьбы» — вот вечная дилемма, которая отражает объективный процесс развития и противоречивость человеческой природы. В этом процессе личность как новое образование, проявляющее себя посредством социализации, играет определяющую роль.
Семья как фактор социализации личности дошкольника
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.