Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Семья бизнесмена:опыт социального исследования

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

При исследовании зарубежной литературы была выявлена определенная особенность – семья бизнесмена как феномен фактически не рассматривается (то есть такая семья, где есть один бизнесмен). Однако очень популярным является такое направление исследований, как family business (где вся семья так или иначе принимает решения в бизнесе). Получается, что в зарубежных странах, то дело, которым занимается бизнесмен, как правило, становится делом всей семьи. Для России такой опыт интересен, поэтому в рамках данного параграфа исследуем такое явление, как family business.
Итак, в зарубежных странах не отграничивается «семья» и «бизнес», и это имеет как положительный (единство, работа на достижение общих целей), так и отрицательный (смешение личного и коммерческого компонента, что лишает семью признака «уютного островка», места силы, места отдыха) эффект.
Семейный бизнес рассматривается как коммерческая организация, в которой принятие решений зависит от нескольких поколений семьи, связанных кровным родством, браком или усыновлением, которые обладают способностью влиять на ведение бизнеса и готовы оказывать всяческую поддержку для достижения цели.
Стоит также отметить, что семейный бизнес – это самая старая и самая распространенная модель экономической организации. Подавляющее большинство предприятий по всему миру — от небольших магазинов до многонациональных организаций с сотнями тысяч сотрудников — можно рассматривать как семейные предприятия.
Экономическая распространенность и важность этого вида бизнеса часто недооцениваются, так как этот вид правоотношений просто не фиксируется. По сути, с точки зрения закона и регистрационных действий family business выглядит чаще всего так – зарегистрирован предприниматель или организация, а внутренние моменты решаются внутри семьи. Во многих случаях такой бизнес не подпадает под требования финансовой отчетности, и о финансовой деятельности семейных фирм публикуется мало информации.
Однако, поскольку глобальная экономическая модель 21-го века заменяет старую индустриальную модель, государственные деятели, экономисты и ученые обращаются именно к семейным предприятиям в качестве основного источника создания материальных ценностей и занятости, а также к оплоту экономической стабильности.
При этом крупнейшие предприятия в мире являются именно семейными — Walmart (США), Samsung Group (Корея) и Tata Group (Индия). На долю семейных предприятий приходится более 30% компаний с объемом продаж более 1 миллиарда долларов.
Самым большим преимуществом ведения бизнеса с подключением всей семьи является то, что все участники бизнеса действительно заинтересованы во всех бизнес процессах, в результатах ведения бизнеса. Это обеспечивает общность интересов семьи, искреннюю поддержку, взаимопомощь.
Тем не менее, исследователи называют и проблемные стороны, возникающие в случае ведения бизнеса семьей. К примеру, интересы члена семьи могут не совпадать с интересами бизнеса. В случае если член семьи хочет управлять семейным бизнесом, но не настолько компетентен, чтобы это осуществить, личные интересы члена семьи и интересы бизнеса могут вступать в конфликт.
Кроме этого, интересы одного члена семьи могут не совпадать с интересами другого члена семьи. Например, член семьи, который является юридическим владельцем бизнеса, может захотеть продать бизнес, чтобы максимизировать свою прибыль, но другой член семьи может захотеть сохранить компанию, потому что это он хочет в дальнейшем, чтобы дети этой семьи имели возможность работать в компании, сделать бизнес действительно преемственным.
Основная проблема бизнес-семей заключается в том, что семейные, имущественные и деловые роли связаны с разными, а иногда и противоречивыми ценностями, целями и действиями. Например, члены семьи придают первостепенное значение эмоциональному капиталу — семейному успеху, который объединяет их через последовательные поколения. Руководитель семейного бизнеса чаще всего обеспокоен стратегией и социальным капиталом — репутацией своей фирмы на рынке. Члены семьи, выполняющие роль финансистов, бухгалтеров заинтересованы в финансовом капитале — производительности с точки зрения создания богатства.
Модель с тремя кругами часто используется для демонстрации трех основных ролей в семейном бизнесе. Каждый круг представлен отдельным институтом, имеющим особую важность в семейном бизнесе: семья, собственность и управление. Эта модель показывает, как роли могут перекрываться (по принципу кругов Эйлера).
Каждый в семье (во всех поколениях), очевидно, принадлежит к кругу семьи, но некоторые члены семьи никогда не будут владеть акциями семейного бизнеса или работать на семейный бизнес. При этом руководитель семейной фирмы, как правило, один, но он обязательно пересекается со всей семьей, но может не входить в такие группы, как занимающиеся финансами или к прививающие ценности семейного бизнеса, то есть к работникам семейного бизнеса.
В целом, нам видится следующая графическая модель семейного бизнеса (основанная на российских семейных и экономических реалиях):

Picture of Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.