Немаловажную роль в дошкольном образовательном учреждении играет активизация словаря. В процессе такого вида работы педагог мотивирует дошкольников употреблять в речи точные и подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызвать у ребенка-дошкольника внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи.
Увеличение количества употребляемых слов в речи, содержание которых понимает дошкольник и есть активизация словаря. В подтверждении этого, приведем высказывание К.Д. Ушинского о роли слов, его форм в памяти ребенка. Он пишет: «вызов слов и форм языка из памяти ребенка полезен: у дошкольников запас слов и форм языка не мал, и дети не умеют употреблять такой запас, и поиск нужного им слова и формы в памяти есть одно из главных условий развития дара слова» [38, с. 127].
Работая над синонимами, позволяет понять смысловую сторону слова, выбрать подходящее слово из всего лексического запаса. Антонимы помогают помнить и сопоставить предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, и пр. Например, «белый – черный», «высокий – низкий», «день – ночь» и др.).
Когда ребенок усваивает словарь, то это позволяет решить задачу по пополнению и уточнению представлений, развития понятий, его содержательной и операционной стороны мышления. Наряду с этим, происходит овладение значением слов на основе мыслительных процессов: операций анализа, синтеза, обобщения [10].
Для того, чтобы освоить лексику дошкольнику, важно работая со словарем ребенка выделить два аспекта: первый аспект состоит в освоении ребенком предметной отнесенности слов и их содержания. Развивается деятельность познавательного характера, осуществляется в логике предметных связей и отношений. В методике развития речи этот аспект был разработан в работах Е.И. Тихеевой, В.В. Гербовой, В.И. Яшиной [33;15;45].
Второй аспект состоит в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с иными лексическими единицами. Особое значение приобретает знакомство детей-дошкольников с многозначностью слов, раскрытия их семантики, точного по смыслу употребления антонимов, синонимов, многозначных слов, то есть развитие речи с точки зрения смысла. Второй аспект разработан в работах Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и др. [29;37]. Два аспекта взаимосвязаны между собой, и работа над смыслом слова становится лишь при усвоении ими содержания слова с точки зрения предмета, понятий.
Таким образом, подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что развитие словаря подразумевает собой длительный процесс накопления слов в количественном аспекте, освоения их определений и развития способности употреблять их в своей речи. В отличие от пассивного словаря, активный словарь расширяется посредством незнакомых или трудных слов для ребенка. Как правило, это происходит при ознакомлении с окружающей действительностью, при воспитании правильного отношения к окружающему. Поэтому главной задачей перед педагогами является не только расширение словаря детей-дошкольников, ее усвоение и закрепление, но и перевод слов из пассивного словаря в активный. Но для того, чтобы произошло развитие активного словаря у старших дошкольников педагогу важно знать их возрастные особенности. Об этом в следующем параграфе.
Семантизация как эффективный прием обогащения словаря дошкольников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.