Они крайне отрицательно оценивали петровские преобразования, которые помешали России идти своим собственным путём, на котором ей был уготован расцвет. Славянофилы достаточно критически относились к существовавшим на тот момент конституционным монархиям и не видели в них достойного образца для подражания. Они полагали, что России необходимо иметь более широкое народное представительство и гласность. Однако при этом считали возможным совместить всё это с самодержавием.
Славянофилы считали, что самодержавная власть только тогда будет приносить пользу России, если будет соединяться с такими началами как православие и народность. Однако при этом полагали, что такое ограничение действий монарха служением народу и религии не должно иметь какого-либо формального закрепления в виде конституции.
Глава 2. Религиозно-философское направление русского космизма. Творчество В. С. Соловьёва
Середина XIX века стала тем временем, когда в России стало постепенно возникать определённое разочарование в материалистическом взгляде на жизнь и вселенную. Возникла потребность рассматривать человека не как всего лишь часть физического мира, но в связи с Макрокосмом. Деятельность человека рассматривалась как нечто имеющее отношение к развитию всего Космоса. Именно поэтому данное направление в философской мысли получило название космизма. При этом стоит отметить, что сам термин «космизм» появился уже в следующем столетии. Также в рамках этого направления могли объединяться мыслители, чьи взгляды могли существенно расходиться по многим вопросам.
С одной стороны, в космизме выделяют много общего с принципами научной картины мира. С другой, многие представители этого направления интересовались оккультными и эзотерическими знаниями. Большинство исследователей при этом сходятся на том, что космизм можно считать именно русским направлением философии, в котором в наибольшей степени отразились особенности российской истории и национального характера.
К числу наиболее известных представителей русского космизма можно отнести философа В. С. Соловьёва. Сын известного русского историка Сергея Соловьёва родился в 1853 году. Для него уже с детства был характерен интерес к глобальным философским вопросам. При этом он мог не раз кардинально менять свои воззрения. С детства он отличался религиозностью, затем прошёл через сугубо атеистический и материалистический период, разделял социалистические идеи о необходимости преобразования общества.
Однако затем он разочаровался ив материалистическом взгляде на мир. Большое влияние на Соловьёва оказало изучение трудов немецкой классической философии. При этом созданная им философская система является вполне оригинальной. Соловьёва можно назвать религиозным философом. При этом он говорил о необходимости определённых реформ в православии, для того, чтобы выявить его гуманистическое содержание, сделать его доступным для широких слоёв населения.
Соловьёв стремился к тому, чтобы создать целостную систему, которая могла бы рассматривать человека как некое единство духовной и материальной составляющей, не противопоставляя их друг другу. Философия должна была дать возможность человеку удовлетворить не только религиозные, но и социальные потребности. Основой такой философии должно было стать христианство. При этом Соловьёв выражал сожаление о том, что некогда единая христианская церковь разделилась на несколько отдельных направлений. Философ полагал необходимым объединение католиков, православных и протестантов.
Соловьёв понимал, что между русской и западноевропейской религиозной и культурной традицией существуют немалые различия. Поэтому он также стремился рассмотреть вопрос о том, какое место должна занимать русская философская мысль в общемировой культуре.
Соловьёв достаточно критически рассматривал современную ему западную философию. Об этом нам говорит уже название одного из первых философских трудов «Кризис западной философии. Против позитивизма». Причину этого кризиса Соловьёв видел в росте неверия в Бога. При этом он стремился показать, что между ростом научных знаний и религиозностью нет никаких непреодолимых противоречий. Своей глобальной целью Соловьёв считал создание учения, которое являлось бы синтезом философии, религии и науки.
Центральной идеей философии Соловьёва может быть названа идея «всеединства». Это единство не ограничивалось как у славянофилов необходимостью соборности, то есть объединения только в социальном взаимодействии. Соловьёв распространял всеединство и на устройство мира в целом. В самом глобальном смысле речь должна была идти о единстве Творца и его творений. При этом, говоря о Боге, Соловьёв стремился минимизировать антропоморфные черты. Творец рассматривался им скорее как Сверхразум.
Отчасти философия Соловьёва базировалась ещё на платоновских представлениях о существовании «идей» и мировой души. У каждого материального предмета или явления должен существовать свой прообраз вечный и неизменный. Мировая душа при этом выступает как творческое начало, которое даёт возможность нашему миру меняться и развиваться.
В области гносеологии Соловьёв полагал, что любая конкретная вещь должна рассматриваться через её отношение к целому. Их этого философ делал вывод, что для объяснения природы нам необходима идея Бога. Но и для того, чтобы иметь представление о Боге, нам нужно изучать природу. В наибольшей степени это единство Бога и природы проявляется в человеке. Через человека Бог объединяется с природой, а природа приобщается к божеству.
Ключевым понятием философской системы Соловьёва являлось понятие Софии. Само это понятие было заимствовано им из неоплатонизма, но получило своеобразную интерпретацию. София, то есть душа мира, рассматривалась мыслителем как связующее звено между Богом и миром, дающее возможность объединения для Бога, мира и человека. Конкретизировал возможность объединения человека и Бога Соловьёв через концепцию богочеловечества, разделяя в данном случае христианское учение о Христе. Глобальной целью человечества должно стать стремление к полному единению с Богом, при котором можно будет говорить не о людях, а о богочеловечестве.
В своей этической концепции Соловьёв говорил о существовании в мире трёх важнейших ценностях: истины, блага и красоты. При этом в результате объединения этих трёх понятий должно было возникнуть единство, смыслом которого была бы любовь. Важность любви, по мысли Соловьёва, заключалась в том, что только через неё для человека появлялась возможность выйти за рамки эгоизма, осознать ценность жизни другого человека не как нечто абстрактное, а непосредственно. Соловьёв говорил, что любовь между людьми является первой ступенью, которая позволит человечеству воссоединиться в любви и с Богом.