Но его бессчетные песни и романсы стали свежим словом в искусстве, положив начало российской авторской песне. Романсы Вертинского востребованы до сих пор, но не всякий исполнитель имеет возможность передать их обаяние и аристократизм. Назовём более знакомые: «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Танго «Магнолия», «Сероглазочка», «Марлен» и др.
В русское время, тем более с конца 1930-х гг., романс подвергся гонениям как отголоска монарших времен, вредоносный для строителей социалистического грядущего. Почти все самые известные исполнители затихли, кое-какие были репрессированы.
Возрождение российского романса стартовало только в 1970-е гг. В это время колоритными исполнителями романсов стали Валентин Баглаенко, Николай Сличенко, Валентина Пономарёва, Нани Брегвадзе, Борис Штоколов и иные.
В одно и тоже время с русским камерно-вокальным традиционным романсом развивался романс, рассчитанный на певцов-любителей. Тут возможно отметить бжестокий романс и городской романс.
Жестокий романс
Появился приблизительно в середине XIX в., а время расцвета – последняя четверть XIX-начало XX в. Появился жестокий романс в городской и загородной среде, где обитали «мещане»: фермеры, трудящиеся, бедные торговцы, мастеровые. Они стали делать личную субкультуру, выходящую из частушки, романса, пляски (например, кадрили), лубочной живописи и т.д. [5, с. 56].
В XX в. жестокий романс помаленьку теснил давнюю песню и стал возлюбленным жанром. В последующем жестокий романс послужил одним из источников городского романса.
Единственного определения жанра жестокого романса нет. Но у него есть особенные черты, по которым он отличается из жанра традиционного романса:
— невсеобъемлемость сюжета,
— домашняя катастрофа, заканчивающаяся в основном убийством, самоубийством, гибелью от горя или же неразделённой любви и т.д.
Городской романс
Образовался буквально в то же время, что и городской романс. Отличие от безжалостного романса еще малозначительны: городской романс больше гармоничен с литературной точки зрения, наполняется в ведущем в миноре. Он проверил большее воздействие цыганского романса, а еще оперетты.
От городского романса развилась блатная песня, авторская песня, а еще российский шансон.
Блатная песня
Песенный жанр, который воспевает тяжёлую обстановку и характеры уголовной среды, рассчитанный на заключённых и лиц, ближайших к криминальному миру. Получил распространение в России и после чего в государствах СНГ. В первый раз блатные песни на грампластинках были изданы в 1930-е годы. Исполнял их знакомый Леонид Утесов.
В 1930-1940-е годы были замечены песни о страданиях осуждённых, оказавшихся в ГУЛАГе. Песня о людях, содержавшихся в томных критериях в лагерях на Колыме в Магаданской области «Ванинский порт», чье авторство до сих буквально не установлено, была замечена в конце 1940-х годов и стала гимном заключенных. [6, с. 309].
Музыковеды находят отдельные мотивы блатной песни в современных произведениях Владимира Высоцкого и Александра Розенбаума.
В 90-е годы в РФ почти все артисты и коллективы исполняли на эстраде блатную песню. Знакомый поэт-песенник Михаил Танич, во время эпохи Сталина в прошлом, в лагере, сделал группу «Лесоповал», исполнявшую блатные песни и ставшую известной.
Рис. 2. Первый состав группы «Лесоповал»
Русский романс конца 18 нач 1 половины 19века
- Ирина Корнилова
- Музыка
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Ирина Корнилова
Более 15 лет назад окончила ВГСПУ, факультет художественного образования. Опыт работы преподавателем – 13 лет, за это время написала 10 научных статей и 1 диссертацию. В компании «Диплом777» работаю с 2018 года. Я помогаю студентам в написании рефератов, эссе, контрольных и курсовых работ. часто даю ответы на экзаменационные вопросы.