Авторитарный стиль проявляется в систематическом подавлении одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства в других ее членов. Безоглядная авторитарность родителей, которая сопровождается систематическим игнорированием интересов и отношение ребенка, лишением его права голоса при решениях вопросов, имеющих к нему непосредственное отношение — все это гарантия серьезных неудач в формировании личности ребенка [25, с. 4].
Демократический стиль семейных отношений (тактика сотрудничества) предполагает не только родительскую поддержку и помощь в их отдельных делах, но и взаимопонимание, взаимоуважение детей и родителей, установление партнерских на паритетных основах взаимоотношений, основанных на сострадании, сопереживании, ответственности за последствия своей активности [6 , с. 47].
Демократический стиль семейных отношений в основе имеет опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и нравственными ценностями. Понимание сотрудничества как тактики воспитания не сводится только к ориентации родителей на помощь и поддержку детей в их отдельных делах (обучение, осложнения во взаимодействии с окружением, приобретение трудовых навыков) и участие детей в домашнем труде (посильная уборка, походы за покупками, уходу за младшими детьми), хотя это и существенная сторона совместной деятельности детей и взрослых.
Либеральный стиль (тактика невмешательства) — система межличностных отношений в семье строится на признании (целесообразности) независимого существования взрослых и детей. Родители как воспитатели, по данному типу взаимоотношений, зачастую уклоняются от активного позитивного вмешательства в жизнь ребенка. Их больше привлекает комфортное сосуществование с детьми, не требующее глубоких душевных переживаний. При таких условиях ребенок становится эмоционально безразличным к другим, ярко проявляется эгоцентризм, индивидуализм, а семья для него — лишь необходимая формальность. Либеральный стиль имеет в основе пассивность родителей как воспитателей [16, с. 17].
Потуральний воспитательный стиль (тактика опеки и безоглядной любви) состоит в том, что родители собственными усилиями, трудом пытаются удовлетворить все потребности ребенка, ограждая ее от любых забот, сложностей и тому подобное. Поэтому ребенок, искусственно лишен возможности проявлять себя в достижении определенных результатов, отвечать за последствия своих действий и т.д., растет инфантильным, беспомощным, безынициативным, избегает ответственности за определенные действия, решения [28].
Доминирующей характеристикой человека, который растет в условиях потурального стиля, является эгоцентризм. В отношении к людям, которые его окружают, действует установка: каждый, кто не ставит целью удовлетворять его потребности, — эгоист, человек нежелателен для дальнейшего общения, даже враждебный.
При таких условиях искусственного дистанцирования от усилий и ответственности ребенок вырастает вялым и безразличным ко всему, что не касается его личных интересов. Он остается некомпетентным и беспомощным в решении вопросов, касающихся непосредственного удовлетворения его потребностей, а тем более общих проблем семьи. Интегральным итогом такой тактики семейного воспитания является инфантилизм детей, их стремление избегать ответственных решений и видов активности, которые требуют от человека мобилизации физических и личностных усилий [25, с.4].
Выделяют также неустойчивый стиль воспитания, для которого характерный непредсказуем переход родителей от одного к другому стилю отношение к ребенку. Такие «перепады» рождают недоверие к родителям, отчужденность, формируют установки реагировать не на содержание обращений, требований, а на форму. Для удовлетворения своих индивидуалистических потребностей дети пытаются использовать ситуативно благоприятный эмоциональный фон отношений с родителями [29, с. 84].
Как правило, сам стиль определяет в семье систему воспитания, сочетающий объективно существующую и не всегда осознанную конфигурацию целей и задач воспитательной работы с детьми, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего можно допустить по отношению к детям. Своеобразие сочетания родителями в отношении к ребенку социальных ожиданий (надежд), требований и контролирующих санкций в психологии принято определять как стиль семейного воспитания. Демократический стиль родительского отношения к детям признается продуктивной тактикой семейного воспитания.
Роль семьи в воспитании младших школьников.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.