Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Роль семьи в развитии личности

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В разных категориях семей воспитание детей имеет свои особенности. При изучении условий воспитания выделяют определенные стили семейного воспитания (это своеобразные способы отношений родителей к ребенку, которые выражены в характерной манере словесного обращения и взаимодействия) [15, с.8]. Рассмотрим взаимосвязь стилей родительского поведения с особенностями становления личностных черт. Используем следующую классификацию Г. Крайга, выделенную на основании соотношения двух факторов воздействия на ребенка в семье – родительской теплоты и родительского контроля [1, с. 207].
1. Авторитетный стиль родительского поведения – этот образ действия родителей, отличается одновременно твердым контролем за детьми и поощрением общения, обсуждения правил поведения в близком кругу семьи, установленных для ребенка. Действия и решения родителей для детей не кажутся необоснованными и несправедливыми, в связи с этим, они легко соглашаются с ними. Можно сказать, что высокий уровень контроля соединяется с теплыми взаимоотношениями в семье. Результат: дети хорошо приспособлены к окружающему миру, уверены в себе и своих действиях, имеют высокую самооценку, у них высоко развиты социальные навыки и самоконтроль, им удается хорошо учиться в школе.
2. Авторитарный стиль родительского поведения – этот стиль можно охарактеризовать высоким уровнем контроля и холодными отношениями со своими детьми. Родители как бы закрыты для глубокого общения с детьми. В такой семье приняты жесткие правила и требования, не допускается их обсуждения, детям разрешено лишь в малой степени быть независимыми от них. Результат: обычно дети замкнуты, робки, угрюмы, неприхотливы, раздражительны. В период подросткового и юношеского возраста девочки нередко так и остаются пассивными и зависимыми, мальчики же могут стать неуправляемыми и агрессивными.
3. Либеральный стиль характеризуется низким уровень контроля и теплыми отношениями. Образ действия родителей отличается полным отсутствием контроля за детьми, но с ними остаются доброжелательные отношения. Многие либеральные родители так перестают осуществлять свои родительские функции, нередко, ограничивают запреты для своих детей. Результат: у детей сформирована склонность потакать свои слабостям. Как правило, они импульсивны и нередко не знают, как вести себя на людях. В исключительных случаях такие дети вырастают активными, инициативными и творческими людьми.
4. Индифферентный стиль родительского поведения. Он отличается низким контролем и отсутствием теплоты и доброжелательности в отношениях с детьми. Родители с таким стилем поведения, не создают ограничений для своих детей либо из-за недостатка интереса и внимания к детям, либо из-за того, что ноша повседневной жизни не оставляет им сил и времени на воспитании детей. Иногда безразличие родителей может сочетаться с враждебностью. В таком случае ребенок может дать волю своим самым разрушительным и негативным импульсам, выказать склонность к отклоняющемуся поведения.
Рассмотрим стили семейного воспитания, создающие условия для развития у детей неврозов и неврозоподобных состояний, что в дальнейшем может отразиться негативным фактором развития личности [17, с.99].
— Гиперпротекция –родители уделяют много внимания, сил и времени воспитанию ребенка, так что это становится главным делом в их жизни; — Потворствующая гиперпротекция – тенденция к максимальному, некритичному удовлетворению потребностей ребенка, или стремление баловать. Этот стиль воспитания мешает выработке у ребенка навыков к систематическому труду, умения защищать себя. Потворствующая гиперпротекция формируется тогда, когда у родителя возникает чувство вины перед ребенком;
— Доминирующая гиперпротекция – этот стиль характеризуется чрезмерной опекой, контролем за каждым шагом, устанавливается система постоянных запретов. В результате ребенок не приучается к самостоятельности, не умеет принимать собственные решения;
— Повышенная моральная ответственность –родители предъявляют высокие требования к ребенку, при этом вниманием к его потребностям является пониженным;
— Эмоциональное отвержение – можно охарактеризовать воспитание ребенка таким образом, что у него постоянно возникает ощущение, как будто им тяготятся, он – обуза для родителей. В основе этого стиля лежит неосознаваемое сравнение родителей через ребенка собственного отрицательного детского опыта;
— Жестокое обращение нередко сочетается с эмоциональным отвержением. Этот стиль может проявлять себя в форме избиений и рукоприкладства, в полном пренебрежении интересами ребенка. Наказание как метод приучения к дисциплине ребенка приводит к ряду последствий, которые несоизмеримы с послушанием ребенка, к личностным потерям. Наказание облегчает чувство вины, в то время как вина является более сильным регулятором поведения. В результате жестокого обращения с детьми, последние будут выступать в роли агрессора по отношению к доступным объектам (животные, игрушки, младшие дети и др.) [17, с.102].
— Гипопротекция – ситуация, в которой ребенок оказывается на краю поля зрения родителей, до него либо «нет дела», либо «не доходят руки». Иногда сочетается с эмоциональным отвержением;
— Потворствующая гипопротекция – недостаток родительского надзора сочетается с некритичным отношением к нарушениям поведения ребенка.
— Противоречивое воспитание – ситуация, в которой каждый из родителей могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей одной семье.
Таким образом, можно сказать, что велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. С одной стороны, семья воспитывает: здесь ребенок получает азы человеческой культуры – экономической, нравственной, физической, интеллектуальной, эстетической и др. С другой, воспитание – это процесс целенаправленного воздействия на развитие личности человека согласно идеалам и задачам, сложившимся в обществе.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.