Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Роль семьи и семейного воспитания в развитии личности

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Т.А. Куликовой выделены следующие факторы, оказывающие влияние на характеристики детско-родительских отношений: параметральные особенности семьи; средовые условия, в рамках которых осуществляется жизнедеятельность семьи; индивидуально- личностные особенности всех членов семейных отношений [15, с.38].
Л.И. Божович выделила различия в характерных особенностях детско-родительских отношений на разных этапах развития личности: отношение ребенка к родителям в период дошкольного возраста имеет существенные различия, при его сравнении с отношением к родителям в период подросткового возраста или юношества [4, с.75].
Родителями и в целом семьей, у ребенка закладываются основы формирования и выработки комплекса базовых семейных ориентаций, ценностей, интересов, потребностей и привычек.
В процессе детского воспитания, важную роль играет определенная позиция родителей, в структуру которой включены: специфические особенности эмоционального родительского отношения к ребенку, ценностные установки, мотивация, целевые ориентиры воспитания, стиль взаимодействия сформированный в системе родительско- детских отношений, способы, используемые для решения конфликтных ситуаций, особенности социального контроля.
Непосредственно «родительская установка» рассматривается при этом как интегративная характеристика, определяющая особенности эмоционального принятия ребенка его родителем, мотивацию и ценностные установки воспитания, особенности образа ребенка, сформированные представления родителей о своей роли, модели ролевого поведения, удовлетворенность родительской ролью [9, с. 1608].
Е.В. Котовой, при изучении особенностей семейного воспитания были выделены следующие факторы способствующие его гармонизации: удовлетворение родителями детских потребностей, включая потребность в безопасности и аффилиации, признание и принятие детской индивидуальности, с сохранением и автономией его «Я»; особенности родительской рефлексии относительно индивидуальных детских особенностей, понимание психофизиологических, психологических и социально — психологических детских особенностей; конструктивный стиль взаимодействия между родителями и детьми с учетом индивидуально- личностных детских особенностей [13, с.17].
В работах Л.Ф. Обуховой, система родительского отношения рассматривается в виде совокупности чувств, испытываемых родителями в отношении своего ребенка, определенных поведенческих стереотипов, практикуемых в процессе коммуникативного взаимодействия в рамках родительско- детских отношений, восприятия характерных особенностей детской личности, и отношения к совершаемым ребенком поступкам.
Автором выделено, что под воздействием внешних и внутренних условий личностного развития формируется специфичный, воспитательный родительский стиль, который находит выражение: в привязанности родителя к своему ребенку, специфике и форме восприятия и удовлетворения детских потребностей, системы предъявляемых родителями требований и методов контроля [17, с.153].
Характерные особенности родительского воспитания, дают возможность отнести их к следующим стилям:
— авторитетному, с теплым эмоциональным принятием ребенка, его контролем на высоком уровне, с признанием и поощрением его автономии, реализацией родителями демократических принципов, с высоким уровнем готовности к изменениям системы правил и требований, в процессе детского развития;
— авторитарному, с отвержением ребенка, сниженным эмоциональным принятием ребенка повышенным уровнем контроля, и общением с ребенком в форме диктата, с категоричными требованиями, запретами, и правилами, неизменностью и ригидностью;
— либеральному, с теплым эмоциональным принятием, и снижением уровня родительского контроля, склонностью к вседозволенности и всепрощению, сниженным уровнем норм и правил;
— индифферентному, с низким уровнем родительской включенности родителей в процесс воспитания, дистантным и холодным отношением к потребностям и интересам ребенка, и нему самому [15, с.47].
Таким образом, семья и складывающиеся в ней отношения во многом определяют успешность развития ребенка, закладывают фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня. Непосредственно особенностями семейных взаимоотношений создается «фундамент», исходя из которого, личностью воспринимается, перерабатывается, усваивается или отбрасывается социальная информация, выступающая в определенной степени руководством к дальнейшей жизнедеятельности.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.