Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Роль поощрения и наказания в нравственном воспитании обучающихся

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Необходимость заключается в том, что без использования методов поощрения и наказания донести требования до ученика невозможно. На практике, зачастую методы поощрения и наказания используются в любой ситуации, что является не верным. Применение таких методов отвечать сложившейся ситуации. Это связано с тем, что постоянное использование методов поощрения и наказания снижает их значимость в глазах детей.
Справедливость заключается в том, что оценка поведения ребенка должна быть без учета личных симпатий и антипатий и используемые методы должны быть одинаковыми в похожих ситуациях.
Рассматривая поощрение необходимо отметить, что оно должно использоваться в различных ситуациях, от учебных до внеурочных. В качестве примера поощрений можно привести похвалу детей за убранный класс, награждение грамотой за достижения в учебе, спорте и т.д. Несмотря на то, что дети часто рассматривают положительные оценки, как форму поощрению, по нашему мнению они таковыми не являются. Оценка это показатель знаний ребенка, который должен быть объективным. Если ребенок подготовился и знает материал выставление высокой оценки – это не поощрение, а оценка его уровня знаний.
Применение наказания в любом случае является конфликтной ситуацией, в которой ребенок и педагог конфликтуют между собой. Ребенок, доказывая свою правоту, педагог, наказывая ребенка. Это требует от педагога высокого уровня знаний психологии и умение применять данные знания на практике. Наказание направлено на формирование положительных поведенческих установок у ребенка. Такие цели, как достижение послушания ребенка, формирование у него страха перед наказанием негативно отражаются на формировании его личности.
Наказание можно назвать эффектным, когда оно соответствует следующим правилам:
Оно должно быть справедливым и быть направлено на оценку негативного поведения ребенка. Затрагивать и критиковать личность ребенка недопустимо. Использование мотивов личной неприязни, мести при наказании недопустимо.
Недопустимо использование оскорблений. Применяя наказание, необходимо помнить, что личность ребенка еще формируется, и он уясняет правила поведения, в т.ч. исходя из поведения окружающих его взрослых. Т.е. использование оскорблений при наказании может привести к формированию личности, для которой оскорбление – это нормальная форма социального взаимодействия, что противоречит принципам нравственности.
Наказание не должно негативно отражаться на физическом и психическом здоровье ребенка. Т.е. при наказании также необходимо учитывать личностные особенности ребенка и использовать те методы, которые будут эффективны для его наказания.
Ребенок должен понимать, что наказание неотвратимо, и не должен его бояться, поскольку наказание отвечает требованиям справедливости, обоснованности и необходимости.
Поощрения и наказания можно охарактеризовать, как примы способы и средства, используемые в процессе педагогической деятельности в зависимости от конкретной ситуации. Данные приемы способы и средства можно классифицировать по нескольким основаниям:
Например, поощрения и наказания можно классифицировать исходя из способа стимулирования поведения. По данному критерию выделяются поощрения и наказания, связанные с правами детей, с изменением в обязанностях и моральным воздействием.
В качестве примера можно привести, например, возложение на нарушителя дополнительных обязанностей – помыть доску, принести учебники и т.д. Примером морального воздействия является похвала.
Также поощрения и наказания можно рассмотреть исходя из сферы деятельности ребенка: связанные с учебой, связанные с поведением, связанные со спортом, связанные с отношением к взрослым и т.д.
Любая классификация является условной и единственно верной классификации не может существовать, что порождает множество мнений по данному вопросу.
Подводя итог данному параграфу можно сделать следующие выводы:
Поощрение в педагогической деятельности — это психологическое воздействие на ученика, состоящее в положительной оценке его труда, поведения и результатов.
Наказание в педагогической деятельности – это средство воздействия на ученика, направленное на формирование негативного отношения ребенка к своему поведению, например нарушению дисциплины, плохой учебы и т.д. В целом наказание можно определить, как использование карательных мер в объеме и в пределах допустимых в процессе школьного обучения. Целью наказания является формирование положительных поведенческих установок у ребенка, а также борьба с деструктивными установками.
При использовании методов поощрения и наказания необходимо учитывать, что они должны отвечать требованиям объективности, необходимости, справедливости.
Эффективность методов поощрения и наказания напрямую зависит от частоты из использования, то есть постоянное прилегание к данным методам в процессе педагогической деятельности обесценивает их в глазах детей.
Психологические особенности детей среднего школьного возраста

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.