Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Роль личности педагога в воспитательном процессе

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Выясним, какие способности и качества необходимы педагогу для обеспечения эффективности его профессиональной деятельности. При этом учитываем концепцию педагогического мастерства (Н.В. Кузьмина), характеристики профессиональной компетентности (А.К. Маркова), перечень конкретных профессионально-личностных качеств, необходимых хорошему учителю, (З.С. Смелкова), элементы педагогического мастерства (Н.П. Волкова) и другие.
Среди педагогических способностей, которые называют ученые, – дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные, способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности и тому подобное [9, c. 116-117].
Поскольку задачи педагогической деятельности решается непосредственно в процессе общения, а учитель призван быть коммуникативным лидером, который управляет своей и чужой коммуникативно-речевой поведением в процессе педагогического общения, то стоит говорить, прежде всего, о коммуникативный аспект его имиджа.
По мнению исследователей, базовой составляющей педагогической компетентности должна быть система ключевых компетенций (социальная, коммуникативная, общекультурная, когнитивная) и общих компетенций (языковая, речевая, валеологическая, экологическая и др.).
Проблема профессиональной компетентности учителя является объектом дискуссий психологов, педагогов, физиологов, учителей-практиков и тому подобное. Сегодня нет единого подхода к определению этого понятия, а в научной литературе одновременно употребляются понятия “профессиональная компетенция” и “компетентность” [6, c. 73].
Ученые единодушны в том, что современному учителю для реализации успешной педагогической деятельности необходимо овладеть определенными группами компетенций. Однако называют разные группы качеств:
– компетентность в профессиональной сфере (направленную на преподавательскую деятельность и направленную на самосовершенствование),
– компетентность в коммуникативно-социально-морально-нравственно-правовой сфере и компетентность в информационно-технологической сфере (А.П. Сытник),
– коммуникативную, информационную и регулятивную (В. Введенский),
– когнитивную (профессионально-педагогическую эрудицию),
– психологическую (эмоциональную культуру и психологическую зоркость),
– коммуникативную (культуру общения и педагогический такт),
– риторическую (культуру речи),
– профессионально-техническую, профессионально-информационную (мониторинговую культуру) (В. Нестеров, А. С. Белкин) и др.
В условиях модернизации образования продолжается поиск парадигмы обучения, которая отвечала бы новым условиям и мировым стандартам. Поэтому очевидна необходимость создания научно-гуманистической системы обучения, обязательным компонентом которой должна быть речевая культура, владение основами успешной коммуникации. Формирование коммуникативно-риторической компетенции специалистов для сферы повышенной речевой ответственности, то есть будущей элиты общества, необходимо выстраивать концептуально и системно. Итак, среди многих названных подходов и представлений о современном идеальном учителе заметно выделяется еще одна грань – учитель как личность риторическая. Высшей формой выражения речевой (коммуникативной) и риторической личностей будет их реализация в соответствии с требованиями, предъявляемыми идеальной речевом поведении. Соответственно, высшей формой выражения речевой (коммуникативной) личности является речевой (коммуникативный) идеал, а риторической – риторический идеал. Под речевым или коммуникативным, идеалом будем понимать идеальный образец речевого поведения личности ситуации для институционального типа дискурса (педагогический, медицинский, политический и др.) [7]. Речевой идеал является определенным представлениям речевой личности о том, почему она должна отвечать в общественных оценках и представлениях. Большое значение для процесса подготовки современного учителя имеют, на наш взгляд, античные риторические традиции, идеал речевого поведения, лучшие риторические образцы публичных выступлений педагогов, ученых, духовенства, приобретение современных риторических школ и тому подобное.
Модель культурно-риторической личности учителя мы рассматриваем не как некий шаблон, под который нужно подгонять всех, кто овладевает этой специальности, а как образец, эталон, к которому нужно стремиться.
Необходимо заметить, что модель специалиста должна содержать, прежде всего, обязательные компоненты, то есть такие качества личности, без которых не может состояться специалист. В составе такой модели неотъемлемым компонентом должна быть профессиограмма оратора, то есть характеристика “профессиональных качеств, природных данных оратора, набор необходимых и достаточных качеств личности, навыков, знаний и умений» [10, с. 348]. Риторические знания и умения, владение речевой стратегией и тактикой, умение управлять коммуникативным процессом и осуществлять желаемое воздействие на учащуюся аудиторию способствовать оптимизации и эффективности учебного процесса, усилению познавательного интереса к любой проблеме, значительно облегчат процесс адаптации молодого учителя в коллективе и т. д.
К вниманию берем тот факт, что в связи с публичностью педагогической профессии учитель школы и преподаватель высшего учебного заведения являются носителями и хранителями элитарной речевой культуры, которая должна быть образцом для учеников и речевым идеалом в их самостоятельной разговорной деятельности. Как показывает анализ многовекового опыта, на процесс формирования идеала современного учителя влияют культурно-исторические традиции, педагогический опыт, процессы реформирования и модернизации образования, запросы общества. Таким образом, современный учитель должен быть гражданином-патриотом, языковой личностью элитарного типа, профессионалом, хорошим оратором, интеллигентным современным человеком. Аналитики убеждены, что рост экономического и социального благоустройства начинается с реформ в образовании и составлении речевых коммуникаций. В связи с этим особую актуальность в сфере высшего педагогического образования приобретает вопрос риторической компетентности будущего учителя. Более глубокого исследования в русле этой проблемы требует риторическая культура учителя, формирования жанрово-стилистических умений и исследования особенностей речи носителя элитарной речевой культуры.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜