В процессе труда дети осознают зависимость животных от удовлетворения их потребностей в тепле, жилище, пище. Они узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение домашних животных (появление потомства, линька, спячка и пр.). Освоение этих связей и зависимостей оказывает на детей влияние, на отношение ребенка к труду. Труд становился более осмысленным и целенаправленным [38].
В процессе труда дети получают представления о внешнем виде домашних животных, их потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в хозяйстве человека и способами ухода за ними в уголке природы [36].
Опыты. Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты.
Опыт используют как способ решения познавательной задачи, возникшей в процессе игр, труда или на занятиях. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают свои предположения о причинах явления, выбирают способ решения – условия и организацию опыта.
Опыт проходит как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном сравнительном наблюдении результаты отсрочены, возникает необходимость фиксации отдельных наиболее характерных этапов в рисунках – схемах. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводятся сразу: дети анализируют условия протекания опыта, сравнивают результаты, делают выводы [53].
Словесные методы. Использование словесных методов в работе с детьми при ознакомлении с домашними животными решает ряд задач: конкретизирует, пополняет, уточняет знания из жизни домашних животных, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Путем словесных методов дети получают знания о новых представителях домашних животных. В некоторых случаях сочетают словесные методы с наглядными, используют картины, кинофильмы и диафильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе [3].
Рассказ воспитателя. Восприятие рассказа для детей является сложной умственной деятельностью [34]. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать связи и зависимости, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Поэтому рассказы нужно строить с учетом опыта, интереса и возраста детей [24].
Знания, сообщаемые в рассказе, отвечают требованиям достоверности и научности.
Для рассказов используют разнообразный материал: очерки о домашних животных, собственные наблюдения из жизни домашних животных, записки и рассказы ветеринаров, научные материалы [26].
Беседа. Исходя из дидактических задач, используются два вида бесед: предварительная беседа и итоговая.
Предварительную беседу необходимо использовать перед наблюдением и экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющими знаниями [52].
Итоговую беседу направляют на систематизацию и обобщение полученных знаний, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы бывают разного уровня: одни проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов, другие для систематизации знаний детей о животных, о труде людей.
Для эффективности беседы педагоги ставят задачу: расширить, накопить представления у детей через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение литературы, рассказы [39].
Во время беседы с детьми используют разнообразный наглядный материал, который помогает восстановить знания, выделить существенные признаки домашних животных. Кроме того, используют загадки, стихотворения, записи голосов разных домашних животных. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.
Чтение художественной литературы. Художественную литературу следует использовать в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства [27].
С помощью книги дети узнают о жизни домашних животных, уточняются и конкретизируются имеющиеся представления о предметах, явлениях. С помощью книги у ребят развивается познавательный интерес, наблюдательность, любознательность. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет присматриваться к окружающей среде [6].
Природоведческие книги используются в работе с детьми с разной целью. Небольшой рассказ, сказка могут предшествовать наблюдению с тем, чтобы поставить задачу, вызвать интерес к предстоящему наблюдению.
Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихотворений помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. В работе с детьми их используют в процессе самого наблюдения [2].
Книги о представителях домашних животных читаются детям и после наблюдения. При этом художественные произведения помогают подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений [31].
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни.
Роль дидактической игры в процессе ознакомления детей 3-4 лет с домашними животными
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.