Теоретическим обоснованием такой трактовки личности служит личностный подход, суть которого сформулировал С.Л. Рубинштейн: «Вся психология человека … является психологией личности», поскольку, во-первых, любые индивидуальные особенности психических процессов определяются особенностями личности в целом; во-вторых, любая психическая функция развивается не по самостоятельными линиями, а в тесной зависимости от общего развития личности; в-третьих (и это главное), у человека психические процессы «не остаются только процессами, происходящими самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как овладевает и которые она направляет на решение задач, встающих перед ней в жизни , » [11, с. 95]. Именно нравственное осознание своего предназначения и является одной из важных характеристик личности, которая направляет жизненный путь человека.
Как утверждает С. Л. Рубинштейн« … при изучении психического состояния личности первый вопрос, на который мы хотим получить ответ, если хотим узнать, что представляет собой та или иной человек, гласит: чего она хочет, к чему она стремится? » [11 с. 514]. Это вопрос о направленность, установки и тенденции, потребности, интересы, идеалы. Следовательно, направленность составляет важную характеристику сознания, активность личности, которая отражает личность в жизни, тенденцию ии развития. На понимание психолога изучения психологической стороны деятельности является ни что иное как изучение психологии личности в процессе деятельности. Личностный подход выделяет в личности две основные составляющие: потребностно-мотивационную сферу личности (потребности, мотивы, интересы, эмоции, воля, задатки и способности, темперамент и характер) и познавательную (ощущения, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышления).
В рассмотренных теориях личности особое внимание придается изучению структуры личности и условий формирования свойств личности. Но недостаточное внимание предоставляется именно динамике психического жизни личности. В динамическом подходе к изучению качественных изменений в личности и тенденций ее развития Л.И. Анциферова пришла к выводу, что в условиях быстрой и разнообразной социальной действительности личность должна менять свои психофизиологические качества для того, чтобы «сохранить устойчивость таких важных параметров как жизненные цели, ценности, принципы, нравственные качества». Она подчеркивает положение до того, что личность развивается в деятельности, нельзя толковать в том смысле, что всякая деятельность является условием развития личности.
Важными компонентами в структуре личности А.Г. Ковалев считал темперамент, направленность (как систему потребностей, интересов, идеалов), способности (как систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). Он подвергал критике сведения психологии личности в индивидуально-психологических особенностей человека. Раскрывая понятие личности А.Г. Ковалев предложил классификацию потребностей, лежащих в ее основе .
В своих теоретико-методологических работах ведущие отечественные педагоги выделяют три существенные характеристики личности: направленность, совокупность деятельностей и общественных отношений. Как ведущая характеристика личности именно ». направленность является системообразующая свойство личности, что определяет ее психологическое состав »(О.Г.Ковалев, Б.Ф. Ломов).
Итак, специфика психолого-педагогического подхода к проблеме личности предполагает изучение того, что отличает одного человека от другого, придает ей неповторимость, уникальность и своеобразие.
Роль деятельности в общении и развитии личности
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.