Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Рефлексивных умений в процессе обучения языка

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

А. Маркова, исследуя рефлексию, рассматривает ее как один из важных способов, которая обеспечивает способность человека к новым условиям деятельности. Рефлексивная функция возникает и реализуется в любой деятельности, когда возникает какое-либо затруднение. При этом она осуществляется для реконструкции затруднения, которое возникло, и обнаружения его причин, т.е. признанным стало то, что рефлексия служит совершенствованию различных видов деятельности, и, следовательно, правомерно признавать рефлексию механизмом развития и совершенствования учебной деятельности.
По уточнению Сабирзяновой Г.Ш., рефдексия, направленная на самоконтроль, «как универсальная интеллектуальная способность может осуществляться различными предметами, в особенности иностранным языком. Можно уверенно утверждать, что плохое владение иностранным языком после окончания средней школы, обусловлено неразвитостью механизма самоконтроля». Действительно, преподаватель должен научить своих подопечных владеть навыками самоконтроля, научить их пользоваться ими в полной мере.
Необходимо помнить, что изучение иностранного языка – это процесс, который растянут во времени. Иначе говоря, учащиеся овладевают иностранным языком поэтапно, постепенно, совершенствуя между тем умения и навыки самоконтроля.
Говоря о самоконтроле, как о реализации рефлексии и своего развития, можно выделить две формы: произвольную и непроизвольную. Непроизвольная форма – это форма самоконтроля, происходящая в момент реализации механизма, то есть сознательный компонент уходит на фоновый уровень, самоконтроль в непроизвольной форме менее совершенен, так как в любой момент учебной деятельности есть вероятность возникновения колебаний и иногда идет переключение на произвольную форму самоконтроля. По мнению исследователей, занимающихся изучением данной проблемы, произвольная форма самоконтроля происходит на первичных этапах учебных действий, когда учащийся начинает овладевать азами действий с учебным материалом.
Процесс самоконтроля предполагает прохождение следующих этапов:
Осознание и фиксирование ошибочного действия;
Выявление ошибки, определение объекта, в котором была допущена ошибка. Если мы говорим о словарной единице, то главным образом следует обратить внимание на корректность и некорректность её смысловой сочетаемости, далее учесть грамматический строй употребления слова. Основное звено затруднения может быть в неправильном употреблении слова, в этом случае при нормальном развитии механизма самоконтроля учащийся опирается на уже приобретенные знания ранее, и достаточно быстро извлекает слово из памяти. Случай, если речевая единица забыта полностью, и учащийся неспособен вспомнить её, говорит о том, что развитие механизма управления своей деятельностью полностью отсутствует. В этом случае нужна помощь преподавателя, наставника или соучеников;
Принять решение о характере устранения ошибки. Учащийся решает и формирует последовательность корректировки своего ошибочного действия. Продуктивнее всего следует начинать корректировку на содержательном, смысловом уровне. Коррекция грамматической структуры должна происходить, если полностью понятен смысловой аспект фразы;
Корректировка ошибок. Корректировка выполняется в соответствии с принятым решением;
Сличение с эталоном. Учащийся выполняет корректировку, создавая образец во внутренней речи. Если же в задании предусматривается опора на знания, полученные ранее, тогда учащийся извлекает из памяти единицы для сличения, переносит их в оперативную память и исполняет, таким образом, сличение с эталоном;
Переход на другой объект. После того, как учащийся осуществил сличение, убедился в правильности своих действий, он переходит к исполнению следующего действия, и заново запускает весь механизм самоконтроля.
Таким образом, в педагогике на данный момент под рефлексией понимается самоанализ учебной деятельности, то есть подведение итогов и анализ результатов, оценка своих достижений.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.