Согласно теории Виноградова, компоненты идиостиля не соответствуют нормированному литературному языку. Индивидуальный стиль писателя характеризуется индивидуальным синтезом форм выражения и содержания. Другими словами, автор, используя единицы языка, вкладывает в них некоторые значения, преломляемые в социокультурном контексте и в его личностном опыте.
О языке писателя Г.О. Винокур говорил следующее: «Исследуя язык писателя или отдельного его произведения с целью выяснить, что представляет собой этот язык в отношении к господствующему языковому идеалу, характер его совпадений и несовпадений с общими нормами языкового вкуса, мы тем самым вступаем уже на мост, ведущий от языка как чего-то внеличного, общего, надындивидуального, к самой личности пишущего». Однако «писатель может писать в разных случаях по-разному, и тогда разные виды его языка могут служить для биографа приметами различных его жизненных манер или душевных состояний».
Рассмотрим особенности идиостиля И.А. Бунина.
Иван Бунин – один из последних крупных художников русского критического реализма XX века. И.А. Бунина, как правило, рассматривают продолжателем чеховского реализма. «Творчество писателя характеризуется интересом к обыкновенной жизни, умением выявить трагедию человеческого существования, богатство повествования деталями. Бунинский реализм отличен от чеховского тем, что в нем больше предельной чувственности, красочности и в тоже время строгости. Как и Чехов, Бунин прибегает к вечным темам. Писатель отводит природе важное место, но, по его представлению, высшим судьей человека является человеческая память».
Раннему периоду бунинской прозы свойственен лирический стиль, живописное восхваление природы. Он сильно ощущал ее красоту, прекрасно знал быт и нравы деревни, ее обычаи, традиции и язык. Бунин — лирик. Лирический стиль прозы Бунина изменяется в 1900-х годах. Он обретает, вместе с живописным, прежде всего строгий характер, который насыщается пессимистическим настроем на будущее народной жизни. Наибольшую популярность писателю в этот период преподнесли его суровые реалистические повести и рассказы, предназначавшиеся сельской жизни («Деревня», «Суходол», «Веселые дни», «Иоанн-рыдалец»). В связи с тем, что Бунин был близок к народу, он первым в русской литературе был в силах по-настоящему изобразить деревню и крестьянство.
Особое место Бунин отводит любовному чувству. Именно этому священному чувству, писатель посвятил большое количество рассказов. К этой тематике относится рассказ «Солнечный удар», написанный в 1925 году. «В рассказе показывается яркое, мимолетное на первый взгляд чувство. Мы наблюдаем за двумя героями – он и она, которые путешествуют по Волге. Ясный, солнечный день, зеркальная гладь вод, близость прелестной женщины ударили в голову герою, сходно солнечному удару. Он влюбляется в «прекрасную незнакомку», которая так безрассудно подчинилась внезапному чувству, но так и не открывшая ему своего имени. «Солнечный удар» — это символ реалистичности бунинского чувства».
Книга новелл о любви «Темные аллеи» явилась результатом идеологических и художественных исканий писателя. Если в 1910-е годы проза Бунина высвобождалась из-под власти лирики, то в эти годы, передавая поток жизненных ощущений автора, вновь подчиняется ей, несмотря на пластичность письма. Все настойчивее и напряженнее звучит в творчестве Бунина тема смерти, ее тайны, тема любви, всегда роковым образом сопряженной со смертью. После долгого времени забвения, когда Бунина в России печатали мало, творчество его вернулось на родину. Бунин был первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии.
Кроме реалистической тенденции Бунин в собственных произведениях принимается обращаться к новым непривычным для него прежде приемам и построениям текста. К примеру, в сформированных работах автора наблюдаются определенные особенности импрессионизма. Фабула размыта, в рассказах четко вырисовывается музыкальный ритм.
В частности, рассказ «Антоновские яблоки» насыщен, казалось бы, не сопряженными моментами, отражающими постепенное угасание дворянского уклада и окрашенными легкой романтической грустью и тоской. Кроме этого в рассказе содержатся поразительной красоты ландшафты, заполненные нежностью и любовью к России.
Роман И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» сделался преимущественно существенным творением эмигрантского периода. Он выражает обобщенный характер, заключая действия и явления практически полувековой давности.
«Бунин покинул свою излюбленную родину, однако покинул только лишь по внешнему виду. Личность необычайно важная и гордая, он вплоть до окончания собственных дней мучился по России и пролил по ней большое количество скупых и тайных слез в посторонних ночах Парижа и Граса – слез человека, по собственной воле изгнавшего себя из отечества».
Творческий метод Бунина в своей основе глубоко реалистический, а его поэтика и стиль прочно опирались на традиции русской классики.
Естественно и органично влились в поэтику и стиль Бунина глубокий психологизм, ослабленная традиционная сюжетика, повышенная экспрессивность детали и образа — все эти и другие особенности искусства рубежа XIX-XX вв. Однако Бунин не был «традиционным» писателем. Ощущению катастрофичности бытия, суетной и нелепой обыденности бунинских рассказов 1900-х гг. можно противопоставить жизнелюбие, тягу к сильным натурам, душевность, мечтательность, пылкое воображение, наполняющие рассказы Куприна. Одновременное тяготение к дворянским традициям и отталкивание от них во многом определили не только особенности его творчества, но весь стиль жизни.
Таким образом, творческий путь знаменитого писателя и поэта был разнообразным, многогранным, философским и социально значимым. Он сделал большой вклад в развитие художественной литературы Серебряного века, оставив в общей коллекции великих произведений отечественного «производства» целый кладезь житейской мудрости, красоты и бесконечного таланта.
Выразительность И.А. Бунина – это не только соблюдение традиций, которыми славится русская литература, это во многих отношениях новый период в развитии русского прозы. Самобытная манера изобразительности писателя определяет его индивидуальный стиль.
В прозе Ивана Бунина действительность, и ее постоянные и изменчивые признаки, которые изображают ситуации мира, систематически представлены с пространственно-временной точки зрения персонажа или повествователя, которая несет активный характер, с учетом различных аспектов восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание).
Речевые характеристики персонажей в современной прозе (по Бунину)
- Diplom777
- Русский язык
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777