На четвертом году жизни дети обычно свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир заставляют малыш все чаще и чаще обращаться к взрослому с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им сам или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом.
К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает примерно 1500-2000 слов. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные. Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года она нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (мамина чашка).
В процессе овладения новыми словами малыш не просто запоминает их, начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом его обозначающий, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, то есть у ребенка с появляется мотивированное отношение к лексике. Она нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она «копатка», а не лопатка).
На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, участвующих в образовании звуков. Так, укрепления мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных: санки вместо ранее произносимого «сянки». Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных, становится возможным употребление более сложных по слоговой структурой слов (3-4 и более). Некоторые дети начинают сосредотачивать свое внимание на звуковом оформлении слов, замечать ошибки в их звучании у сверстников.
Большинство детей правильно произносят такие ранее невероятные звуки, как звуки и, е, х, приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук ц (некоторые дети только приближают этот звук в норму и в три года произносят его как тц или тс). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза (звуки ш, ж, ч, щ, л, р), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими: звук ш звуком с, ж на с, ч на ц, щ на с или сь. Сонорные звуки р, рь, л заменяют звуком и или.
В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, изменять громкость, высоту голоса, темп речи. К концу четвертого года жизни произношение детей значительно улучшается, закрепляется правильное произношение свистящих звуков, начинают появляться шипящие, в некоторых детей-звуки л, р. Однако у большинства детей еще отмечаются различные несовершенства звукопроизношения: отсутствие шипящих, звуков л, р, еще не является патологией в речевом развитии ребенка. В этом возрасте дети могут допускать ошибки: неверно употреблять слова или сокращать многосложные слова. Речь детей в основном носит ситуативный характер, она еще недостаточно четкая в словарном и грамматическом отношении со стороны произношения еще недостаточно чистая и правильная.
Речевое развитие
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.