Дикция представляет собой произношение и является важным навыком в пении. От того, насколько хорошо развита дикция у участников хора, зависит полноценное усвоение содержания исполняемого произведения аудиторией. Между тем, очень часто хоровое исполнение отличается неразборчивостью слов в исполняемых произведениях. Четкое произношение является непременным условием хорошего хорового пения.
Навык выразительности относится к исполнительским навыкам и отражает музыкально-эстетическое содержание и воспитательный смысл певческой деятельности. В вокальном искусстве выразительность достигается за счет мимики, выражения глаз, жестов и движений, богатства тембровых красок голоса, динамических оттенков, отточенности фразировки, чистоты интонации, разборчивости и осмысленности дикции, темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение. Формирование выразительности исполнения происходит через осмысление содержания и его эмоционального переживания школьниками.
1.2 Психолого-педагогические особенности развития вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста