Современные дошкольные педагоги, психологи, используя основные аспекты в теориях, идеях, взглядах педагогов раннего периода развития педагогики, создают собственные концепции по проблеме трудового воспитания, наиболее актуальные в современном обществе. Таким образом, внимание акцентируется на трудовом обучении как средстве трудового воспитания и изучается с психолого-педагогической позиции: разработка и экспериментальная проверка содержания труда для детей разного возраста; разработка средств, методов и форм организации труда; изучение механизма влияния труда на развитие ребенка [26, с. 66].
1.2 Формирование помощи взрослым у детей 5-6 лет
Главная задача трудового воспитания дошкольников-формирование правильного отношения к работе. Ее можно успешно решить только на основе учета особенностей данного вида деятельности по сравнению с игровыми, классами, исходя из возрастных особенностей ребенка.
С 4-5 лет начинается новый этап развития ребенка-этап формирования личности. В этом возрасте ребенок уже стремится решать задачи и проблемы. У ребенка будет свое мнение (об одежде, игрушках, выборе, фильме или книге). Дошкольник будет рад помочь родителям в уборке дома или мытье посуды и может одновременно выполнять 2-3 заказа сразу. Он может многое. К концу 5-6 лет дошкольного возраста уже заложен фундамент интеллекта.
Еще одна особенность детей 5-6 лет-стремление к самостоятельности. Для него важно делать много самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Есть возможность и необходимость помогать другим. Он чувствует себя важным и нужным своей семье. [6, с. 94].
Вторая особенность ребенка 5-6 лет-он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они действуют. Ребенок должен постепенно научиться разделять добро и зло, а взрослые только помогают ему ориентироваться в жизни. Это подразумевает еще одну особенность-для детей 5-6 лет дошкольного возраста характерно наличие у ребенка потребности в совместной деятельности со взрослым [22, с. 114].
Параллельно с этой особенностью развивается еще одна-отношения со сверстниками. Ребенок проявляет большой интерес к сверстникам и становится заметным по мере того, как ребенок переходит от семейных отношений к более широким отношениям с миром. Уже в 4 года он не может обходиться без сверстников. Вся жизнь ребенка теперь в игре.
Совместная игра становится сложнее, в ней присутствует разнообразный сюжетный и ролевой контент (игры в больнице, в магазине, на войне, игра в любимые сказки). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Играя, ребенок учится сотрудничать и разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. В игре формируется самооценка ребенка. Общение со сверстниками становится все более важной частью жизни ребенка. Становится заметно, как детей тянет к старшим парням. Ребенок хочет учиться больше и учиться больше [30, с. 15].
Также особенностью детей 5-6 лет-активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что видят. Они готовы все время разговаривать, обсуждать различные вопросы.
Формируя трудовые навыки детей, необходимо научить их ставить цель, находить пути ее достижения, получать результат, соответствующий поставленной цели. При этом необходимо строго учитывать особенности трудовой деятельности дошкольников, их возрастные и индивидуальные особенности.
Рассматривая организацию трудовой деятельности детей, умение сознательно ставить цель, умение планировать работу и достигать результатов выделяют следующие компоненты, которые являются основными компонентами трудовой деятельности для детей 5-6 лет дошкольного возраста [32, с. 178].
Цель для ребенка сначала устанавливается учителем и должна быть рассчитана на возможность ее реализации. При формировании целенаправленной деятельности детей необходимо избегать переутомления. Если ребенок берется за трудную работу по собственной инициативе, ему должна быть предоставлена возможность попробовать сделать это самостоятельно. И только когда учитель замечает, что ребенок испытывает трудности, которые он не может преодолеть, ему помогают.
Не стоит идти по пути привлечения к работе только тех детей, которые уже умеют работать: обладают определенными трудовыми навыками, не отвлекаются от выполняемого дела, доводят его до конца, умеют работать вместе. При таком подходе невозможно для всех детей развивать навыки и культивировать интерес к работе, желание работать. Необходимо вовлекать в работу и тех детей, которые не умеют работать, их нужно учить тому, чего они не умеют делать.
Рассматривая работу как целенаправленную деятельность, важно развивать у детей способность ставить цель и реализовывать ее. Привычные действия, повторяемые изо дня в день, укрепляют умение выполнять ту или иную работу, но не всегда приводят к развитию самостоятельности. Овладев умением выполнять тот или иной трудовой процесс, ребенок теряет к нему интерес, так как он больше не требует усилий, и спокойно относится к тому, что работу за него выполняют другие дети или взрослый [16, c. 68].
Детей 5-6 лет дошкольного возраста в привычных ситуациях, в повседневных делах учат ставить цель: привести в порядок книгу на книжной полке, убрать строительный материал, постирать кукольную одежду и многое другое. Учитель, направляя внимание детей на расстройство, позволяет детям сделать вывод о том, как его устранить. Однако не следует переоценивать способность детей сознательно ставить цели. Опыт показывает, что ребенок пятого года жизни ставит цель только в самых привычных условиях. В малоприметных ситуациях дети ждут, когда им укажут, что и как нужно делать. Учитель должен принять это во внимание.
При формировании целенаправленной деятельности в развитии способности и желания к труду важны мотивы, определяющие трудовую деятельность детей, их стремление к достижению высоких результатов [29, с. 18].
Таким образом, овладение навыками работы следует рассматривать как одно из основных условий воспитания у детей желания и умения работать. Выработанные труд и навыки являются основой для воспитания у детей привычки к труду, желания работать. Учитель должен иметь четкое представление о том, какие навыки должны быть освоены учениками его группы. Это дает ему возможность определить характер трудового обучения управления применительно к детям разного дошкольного возраста: в период овладения действием — терпеливо показывать, объяснять, помогать, а они мастер — требовать самостоятельности и хорошего качества выполнения [13, с. 51].