В психолого-педагогической литературе неоднозначно определяется проблема развития творческого воображения. С одной стороны творчество является той характеристикой деятельности, которая служит двигателем прогресса, развивает деятельность, совершенствует ее и выводит на новый уровень. Но условием этой деятельности выступает процесс познания, при котором сначала нужно накопить необходимую информацию о предмете, которому предстоит изменение. Основной целью творческой деятельности является мотивация ребенка на участие в различных школьных мероприятиях и дополнительных художественно-творческих занятиях.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросу творческого воображения дошкольников, можно сказать, что воображение является неотъемлемой частью творческой деятельности детей и является одним из важнейших факторов в развитии высоко эрудированной личности.
1.2.Возрастные особенности творческого воображения
детей старшего дошкольного возраста
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.
Психологи считают, что для развития воображения необходимо наличие определенных условий: эмоциональное общение с взрослыми; предметно — манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности.
В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры.
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представлено в двух основных формах:
а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи.
б) возникновение воображаемого плана ее реализации[13, с.37].
Особенностью детей старшего дошкольного возраста является безграничное доверие к взрослым и подражание им, полное признание авторитета взрослого, главным образом, воспитателя. Доминирующими становятся потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений. Установлено, что наряду с потребностью в участии и оценке взрослого человека у ребенка этот период является узловым в становлении самооценки, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным и значимым периодом для возникновения новых условий развития творческого воображения личности. У старших дошкольников воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициатива; формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать свою деятельность [9, с.105].
Вместе с тем, происходящая в детском саду стандартизация условий жизни, наряду со слабым развитием самосознания и воли, ведет к противоречию двух определяющих мотивов его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). В результате появляется повышенная гипервозбудимость и непоседливость или заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенное состояние.
В психологической литературе также отмечается нестабильность в развитии творческого воображения в старшем дошкольном возрасте, так как оно осуществляется в наименее благоприятных условиях и сдерживается целым рядом факторов. Отношения и оценки носят преимущественно эмоциональный и ситуативный характер. Зависимость от оценки, влияния взрослых, незащищенность от потока негативных впечатлений, накладывают отпечаток на самовосприятие и оценку других людей. Кроме этого, для данного возраста характерны слабая «информационная вооруженность» потребности в творческой самореализации, ограниченность и внушаемость детской фантазии и воображения, большая роль идентификации, копирования и подражания [2, с.98].
Несмотря на выявленные противоречия в развитии у дошкольников творческого воображения, тем не менее общепризнанным является тот факт, что старший дошкольный возраст — наиболее благоприятный и значимый период для создания условий, способствующих развитию творческого воображения. В подготовительной и старей группах: у детей воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициатива; формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать свою деятельность.
Творческое воображение детей старшего дошкольного возраста рассматривается как совокупность мотивов, которые характеризуются интересами, склонностями, устремлениями ребенка к идеалам, создаваемым взрослыми. Особенностью развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста является его глубоко личностный характер и как результат – формирование особой внутренней позиции, возникновение личностных новообразований.
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельность
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.