Внеклассная работа может быть организована по следующим видам деятельности: игровая; познавательная; досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение); проблемно-ценностное общение; художественное творчество; социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность [23, с. 2].
Часы, отводимые на внеклассную работу, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.
Занятия проводятся в форме:
экскурсий;
кружков;
секций;
круглых столов;
конференций;
Диспутов;
КВНов;
мероприятий;
классных часов;
школьных научных обществ;
олимпиад;
соревнований и т.д.
Внеклассная работа, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает направления внеклассной работы, определяет временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеклассной работы, формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) [12, с. 98].
Основным преимуществом внеклассной работы является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
При организации внеклассной работы обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Определим модели организации внеклассной работы:
Первая модель. Отражает случайный набор кружков, то есть процесс организации данного направления работы напрямую зависит от наличия определенного основания в виде имеющегося кадрового состава, материальных возможностей.
Вторая модель. В данной модели также как и в первой основой выступает наличие фактической базы, но при этом образовательная организация стремится учитывать особенности современного состояния проблемы творческого развития с акцентом на проблемы обучающихся.
Третья модель. Образовательная организация имеет четко организованную структуру работы в направлении творческого развития подростков. Данная структура основывается не только на внутренних ресурсах образовательной организации, но и происходит взаимодействие с иными дополнительными учреждениями.
Четвертая модель основана на развитой интеграции собственных ресурсов и ресурсов системы дополнительного образования, что отражает данную модель с позиции содержательности и разнонаправленности [16, с. 140].
Внеклассная работа имеет определенную структуру, включающую следующие уровни:
Первый уровень — в рамках данного уровня происходит формирование у обучающихся социальных знаний, а также процесс работы ориентирован на понимание социальной реальности
Второй уровень — формирование у учащихся позитивного опыта в рамках анализа ценностей.
Третий уровень – становление опыта, определяющего самостоятельность действий в рамках решения поставленных целей и задач [22, с. 56].
Основными формами внеурочной деятельности являются:
Классный час – представляет собой форму работы классного руководителя и учащихся в контексте применения разнообразных методов и приемов работы, направленных на достижения поставленной цели работы.
Кружки – относится к самой распространенной форме работы. В рамках данной формы происходит реализацию функции, где дети ориентируются на самостоятельность, активность, формирование необходимого социального опыта.
Факультативы направлены на удовлетворение интересов учащихся через накопление знаний, опыта.
Экскурсии. Данная форма также имеет актуальное значение, поскольку направлена на непосредственное изучение определенных объектов через проявление собственной инициативы, самостоятельности со стороны учащихся.
Викторины и игры. Викторины считаются универсальной формой работы, так как они включаются в проведение конференций, различных соревнований и т. д.
Проектная деятельность. В рамках современной системы образования данная форма работы актуальна, поскольку направлена на включение учащихся в процесс познания, где они выступают в роли активных субъектов деятельности [3, с. 50].
Итак, особенности организации внеклассной работы определяются тем, что она ориентирована на использование разнообразных методов работы, реализуемых на конкретных уровнях работы, при этом в процессе реализации внеклассной работы определяется разнообразными формами работы с обучающимися.
Развитие творческих способностей подростков во внеклассной работе
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.