А.М. Прихожан выделяет два уровня формирования способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первых уровнях развития способностей , обретает высокую способность овладевать умениями, приобретать знания, овладевать деятельностью и реализовывать ее в соответствии с предложенным образцом, в соответствиях с предложенными идеями. На втором уровне формирования способностей человек основывает новое, оригинальное .
Существуют общие способности, которые проявляются повсеместно или во многих областях знаний и деятельности, и специальные способности, которые проявляются в одной области.
Специальные способности — это способности к установленной деятельности, которые помогают человеку достичь высоких результатов в ней.
Специальные способности развились в ходе формирования человеческого общества. Формирование специальных способностей является трудоемким процессом. Разные специальные способности характеризуются разным временем их обнаружения. Раньше других проявились таланты в области искусств. Установлено, что в возрасте 5 лет развитие зрительных способностей наиболее благоприятно, поскольку в это время формируются мелкие моторики и зрительная память ребенка.
Существенный вклад в развитие общей теории способностей внес наш отечественный ученый Теплов Б.М. Он предложил третье из этих установленных способностей. По словам Теплова Б.М., понятие «умение» содержит три идеи. Во-первых, способности понимаются как индивидуальные психологические характеристики, которые отличают одного человека от иного. Во-вторых, способности не называются какими-либо общими индивидуальными характеристиками, а только теми, которые связаны с успехом какой-то деятельности или множества видов деятельности. В-третьих , способность «не ограничивается знаниями, навыками или способностями, которые уже были разработаны в этом человеке».
Способности, считал Теплов Б.М., не могут существовать иначе , чем в постоянных процессах развития . Не развивающаяся способность, которую на практике человек перестает использовать, со временем теряется. Только благодаря постоянным занятиям, связанным с систематической практикой такой сложной человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. д., мы поддерживаем и развиваем соответствующие способности.
Не так давно считалось, что творчество присуще ребенку, что нужно лишь не мешать его свободе выражения. Практика показывает, что такого невмешательства недостаточно: не все дети могут сами открыть путь к творчеству, и, конечно, не все они могут самостоятельно развить свои художественные и творческие способности в изобретательной деятельности. Получается, что если подобрать подходящие средства, то дети среднего и старшего дошкольного возраста, не теряя оригинальности творчества, основывают произведения гораздо более высокого уровня, чем их неподготовленные самовыражающиеся сверстники. Конечно , существует множество споров о том , как развивать художественные и творческие способности детей, но в том, что им нужно развиваться, сомнений нет.
Формирование особых способностей, по словам Немова Р.С., активно начинается в дошкольном детстве. Если ребенок носит творческий, нестандартный характер, это заставляет его задуматься и само по себе становится достаточно привлекательным в качестве средства проверки и развития способностей. Такая деятельность повышает положительную самооценку, уверенность и удовлетворенность успехом. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной сложности, то есть на пределе возможностей ребенка, это приводит к развитию его способностей, осознавая то, что Л.С. Выготский назвал зоной потенциального развития. Действия, которые не находятся в этой зоне, с гораздо меньшей вероятностью приведут к развитию способностей. Если это слишком просто, это обеспечивает только реализацию существующих способностей; если оно слишком сложное, оно становится невозможным и, следовательно, также не приводит к формированию новых навыков.
Изобразительные способности — это система врожденных и развитых эксплуатационных качеств, обеспечивающих успешное художественное творчество. Может появиться в довольно раннем возрасте. В структуре зрительных способностей различают ведущие и поддерживающие свойства. Они включают в себя: художественное мышление и творческое воображение; способность ярких визуальных образов; эмоциональность и эстетический смысл; обязательство. Основные свойства включают формирование сенсомоторных операций. Для проявления зрительных способностей важна не только способность передать в образе сходство с предметом, но и способности к дивергентному мышлению , скорость обучения, наличия эстетических чувств, волевые качества личности.
Поддержания интереса к деятельности посредством стимулирования мотивации означают превращения цели деятельности в реальную потребность человека. Для приобретения и закрепления новых форм человеческого поведения необходимо обучение, и оно не происходит без соответствующего подкрепления. Формирование и развитие способностей также является результатом обучения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти формирование. Что касается желаемого эмоционального настроения, то оно создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, которые развивают человеческие способности, при которых за неудачами (не исключенными, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально усиленное успехи, а их количество в целом больше, чем количество неудач.
Таким образом, изобразительные способности представляют собой систему врожденных и развитых эксплуатационных качеств, которые обеспечивают успешное художественное творчество. Способности, которые не развиваются, которые на практике человек перестает использовать, со временем теряются. Для приобретений и закреплений новых форм человеческого поведения необходимо обучение, и оно не происходит без соответствующего подкрепления. Формирование и развитие способностей является результатом обучения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие .
Все вышеперечисленное еще раз доказывает необходимость развития творческих способностей в дошкольном возрасте, поскольку этот период является наиболее чувствительным, и если вы не справитесь с развитием ребенка, эти спонтанные проявления останутся нереализованными.
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.