В среднем дошкольном возрасте ярко проявляется процесс интеграции и дифференциации речи в системе познавательных функций. Речь превращается в отдельный регулируемый интеллектуальный процесс, о чем свидетельствует развитие самоценной речевой деятельности, напрямую не связанной с практическими действиями. Дети включаются в беседы на внеситуативно темы (к примеру, широкого познавательного содержания; касающихся моральных качеств, оценки поступков персонажей рассказов или сказок), самостоятельно сочиняют стихи, сказки, рассказы. Для такого уровня речи необходима специальная работа взрослых, направленная на развитие связной речи. Таким образом, теоретический анализ позволил сделать выводы о специфике формирования речи в среднем дошкольном возрасте:
усвоение всех сторон речи, развитие ее новых форм и совершенствование функций речи;
полное усвоение ребенком фонемного состава речи, правильно слышит и произносит звуки;
активное расширение лексики ребенка при опоре на ее чувственный и практический опыт;
овладение грамматикой – состоит в усвоении парадигмы форм глаголов и существительных, опирается на выделение морфемного состава слова;
развитие познавательного отношения к языку (ребенок усваивает законы родного языка в ходе словесных экспериментов);
формирование новых форм речи – контекстной и объяснительной, составляющих основу связной речи дошкольника;
формирование регулирующей (осознанное выполнение инструкций взрослых, появление самоинструкций) и планирующей (опережающая практическое действие) функций речи;
дифференциация и интеграция речи с другими интеллектуальными процессами.
Формирование связной речи является актуальной задачей на рубеже подготовки детей к обучению в школе. Это объясняется тем, что собственно речь является приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.
Для процесса формирования связной речи ребенка необходимо постоянное педагогическое руководство. Без усвоения речи, а конкретно связной речи, невозможно дальнейшее образование и развитие ребенка.
Связная речь представляет собой смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), способствующее общению и взаимопониманию. Формирование связной речи и развитие навыков общения является одной из основных задач дошкольных учреждений.
Связная речь – это развернутые высказывания, которые находятся в структурном и смысловом единстве и обеспечивают человеческое общение. [15, с. 67]
Если в раннем возрасте речь ребенка является ситуативной, экспрессивной, то к окончанию дошкольного возраста он усваивает и контекстную речь. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен усвоить основные формы устной реи – внешней (устной) и внутренней, монологической и диалогической.
Диалогическая речь представляет собой наиболее простую форму устной речи, для которой характерно семантическое, структурное и смысловое единство, и которая служит для непосредственного живого общения людей. Данная форма речи является мозаичной и эмоциональной, поскольку участники диалога употребляют неязыковые выразительные средства: мимику, жесты, взгляды, интонации. Диалог включает в себя отдельные реплики и поддерживается собеседниками, что позволяет опускать некоторые элементы развернутого высказывания, применять стереотипные разговорные конструкции.
Формирование диалогической речи тесно связано с развитием внимания, мышления, памяти, с формированием словаря и грамматического строя речи ребенка.
С точки зрения психологов и лингвистов, монологическая речь является наиболее сложной формой речи, которая направлена на передачу информации. Основными свойствами монологической речи являются:
односторонний и непрерывный характер высказывания;
произвольность, развернутость, логическая последовательность изложения, обусловленность содержания ориентацией на слушателя;
ограниченное использование невербальных средств передачи информации.
В сравнении с диалогической речью, монологичная более контекстна и излагается, в основном, в полной форме, с тщательным отбором адекватных лексических средств и употреблением различных, включая сложные, синтаксических конструкций.
Целесообразно отметить, что монологическая речь среднего дошкольника еще недостаточно развита, объем рассказов небольшой, он обуславливается отдаленностью событий речи, интересом, глубиной осведомленности с предметами речи, соотношением умственных и мнемических компонентов в монологе. Среди частей речи важнейшими являются существительные, местоимения и глаголы. Рассказы средних дошкольников бедны прилагательными. Монологическая речь характеризуется паузами, повторениями языковых единиц, употреблением незаконченных слов. Для монологов средних дошкольников присущ описательный стиль, большинство монологов не имеют зачина, который бы вводил слушателя в атмосферу главных событий. Несмотря на то, что в 6-летнем возрасте ребенок достаточно широко пользуется словом для выражения своих наблюдений, представлений, речь его не всегда понятна слушателям, потому что в нем недостаточно раскрывается предметное содержание. В овладении связной речью ребенок-дошкольник, по словам С. Л. Рубинштейна, делает первые шаги. [13, с. 469]
Развитие связной речи в процессе ознакомления с природой.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.