По данным психологов, переход от внешней речи к внутренней, от ситуативного к контекстного происходит у детей четырех-пяти лет (Д.Б. Эльконин, Г.А. Люблинская). Однако, как утверждает Г.М. Ленушина, ситуативность речи не обязательно связана с возрастом детей, даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях возникает и проявляется контекстная речь.
В таких условиях Г.М. Ленушина причислила характер общения, содержание речи, индивидуальные особенности ребенка. Отождествление ситуативного вещания с диалогом, а контекстного — с монологом тоже является ошибочным, поскольку в ряде современных исследований приводится немало примеров ситуативности монологического речи (Н.В. Гавриш, С.В. Ласунова, Л.Г. Шадрина).
Развитие связной речи в дошкольном возрасте происходит параллельно с формированием умственной деятельности, обогащением жизненного, эмоционального и речевого опыта, усложнением форм общения. Дошкольный период, в котором происходит становление форм связной речи, предшествует подготовительный этап, связанный с ранним детством. Непосредственно-эмоциональное общение взрослого с младенцем постепенно меняется с одностороннего на взаимном эмоционально-речевое [20].
С формированием понимания речи взрослого малыш учится отвечать на речевые стимулы окружающих жестами, мимикой, движениями, позже отдельными звуками. Все это имеет огромное значение для развития речевого общения, ведь зарождается преднамеренность голосовых реакций, их направленность на другого человека, формируются речевой слух, произвольность произнесения звуков (С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин).
Постепенно основной становится ситуативно-деловая форма общения ребенка со взрослым, которая сосуществует с эмоциональным ситуативно-личностным. На третьем году жизни зарождается внеситуативно-познавательное общение со взрослым [3].
Во второй половине третьего года жизни ученые отмечают наличие «качественного скачка». Именно в этот период наблюдаются первые случаи речевых высказываний, которые свидетельствуют о том, что речь малыша уже может быть инициативной (Г.М. Кольцова).
Большой интерес в этом плане представляют исследования латвийского ученого Т.А. Репина, который изучает особенности инициативной речи детей третьего года жизни, возможность его активации, способы и условия стимуляции. Автор доказывает, что инициативное речи активизирует ситуация, в частности, появление нового, неизвестного; демонстрация предметов и явлений из опыта ребенка, представленных по-новому; динамичность окружения, изменения в окружающей среде. Наиболее эффективными, по ее мнению, оказываются игры-драматизации и практические действия с игрушками [2].
Возможности обучения детей уже на втором и на третьем годах жизни элементам связной речи доказывают также исследования, проведенные в Берлине под руководством профессора Х. Христенса. Ученые применяли последовательно три формы рассказывания: по сценическим изображением, по картинкам, пересказ историй без наглядного материала. Эффективность использования обозначенных способов обучения подтвердило значительные потенциальные возможности старшего дошкольного возраста к овладению связной речи [9].
Русская исследовательница К. Шанер- Воллес, изучавшая особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, отмечает преимущество ситуативной речи, однако говорит, что начинает развиваться и контекстная речь. В общении со взрослыми малыши пользуются простыми предложениями, в отличие от общения с ровесниками, которое характеризуется большей развернутостью, элементарной аргументацией, включением иногда сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [32].
Для самостоятельных монологических высказываний малышей характерным является нарушение логики изложения, бедный словарный запас. Однако дети способны установить элементарные зависимости между смысловыми частями отдельного предложения или между предложениями. Об этом свидетельствует тот факт, что дети достаточно успешно ориентируются на заданную взрослым связь и правильно завершают предложения в ситуации совместной речи; «это… мишка. Он такой…большой. У него есть…лапы» [20].
В среднем дошкольном возрасте значительно влияет на развитие связной речи активизация словаря, количественный состав которого достигает в этот период 2,5 тысячи слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структурно речь остается еще несовершенной. В этом возрасте интенсивно развивается контекстная речь, то есть речь, понятная само по себе. Однако дети испытывают трудности в адекватном подборе слов, выборе темы, сюжета собственного высказывания, нередко наблюдается нарушение логики, преобладает формальная связь между предложениями в тексте [22].
В среднем возрасте дети начинают овладевать умением составлять пересказ и рассказ, они пересказывают знакомые сказки, составляют короткие рассказы с картинками, игрушками, однако нуждаются в активной помощи взрослого (А.А. Зрожевская).
Наряду с монологическим развивается диалогическое вещание. В дальнейшем эти формы сосуществуют и применяются в зависимости от условия общения. Дети 4-5 лет активно включаются в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, однако они еще не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и исправлять ответы товарищей [5].
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает достаточно точно, кратко или развернуто, в зависимости от ситуации, понятно для окружающих. Старшие дошкольники способны активно участвовать в беседе, выражать уместные реплики, вовремя реагировать на чужие, формулировать вопросы. Характер диалога детей в определенной мере зависит от содержания их совместной деятельности (Г.М. Ленушина, М.И. Лисина).
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых (В.И. Коненко, С.В. Ласунова, Т.Г. Постоян, А.А. Смирнова, А.С. Ушаковата др.) доказывают, что на шестом году дошкольник может последовательно и четко составить описательную и сюжетную рассказ на предложенную тему, может высказывать рассуждения, убедительно аргументировать доказательства. У старших дошкольников активно развивается речетворческой деятельность, при условии правильно организованного обучения способствует развитию начальных литературно-художественных способностей детей, стимулирует и обогащает другие виды детского творчества (Н.В. Гавриш, Н.П. Орланом).
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту при нормальном речевом развитии дети могут в полной мере овладеть устной формой связной речи, активно участвовать в беседе, достаточно логично и грамотно строить свое высказывание, отвечать на вопросы и дополнять ответы других детей.
Развитие связной речи у младших дошкольников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.