Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в форме повелительного наклонения и инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».
Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди существительных — глаголы, характеризующие нравственный характер («чистый», «смельчак»). [13, с. 90]
Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, действий (дружелюбно, осторожно, без спроса, веселый, верный и т. Д.), Редко встречаются в рассказах и в повседневном общении детей. Поэтому в средней группе наряду с навыками социального поведения у детей должен быть сформирован соответствующий словарь.
Детям 5 — 7 лет, которые в самостоятельных высказываниях используют достаточное количество глаголов, легче придумать сюжет, т. Е. Выделить скрытые связи, выразить оценочные суждения.
Можно сказать, что в самостоятельных высказываниях детей 6-7 лет, по сравнению с учениками средних групп, существенно не изменяется ни морфологический состав, ни уровень формирования признаков связной речи. Если дети 5–7 лет пытаются рассказать о чем-то самостоятельно, подчиненность частей может отсутствовать, мысль прерывается вставкой-перечислением. Итак, можно услышать: «Это пограничники с собакой». Далее ребенок перечисляет, что нарисованы сосновые, еловые, пограничные посты. История внезапно заканчивается словами: «пограничники рады, что его брат подарил им собаку».
В старших и подготовительных группах речевая активность детей во время игр и других видов самостоятельной деятельности значительно (в 2-3 раза) снижается. Причину этого некоторые авторы [18] склонны искать в переходе внешней речи во внутреннюю, которая происходит в этот период. Само по себе снижение речевой активности нельзя считать негативным явлением. Но в старших и подготовительных группах по сравнению со средним в 1,9 раза (с 40 процентов) уменьшаются случаи объяснения кому-либо, когда это наиболее сложно в отношении грамматики и идеального словарного запаса. Среди причин независимых заявлений в играх преобладают заказы, запросы. Они, как и игровые действия, сопровождаются простыми по грамматике выражениями. Названия объектов слишком часто заменяются местоимениями, множеством частиц и модальными словами. Все это делает речь ситуативной. Оценка действий, событий осуществляется с использованием постоянно используемых наречий («хорошо-плохо») и прилагательных «хорошо» — «плохо» [4]
Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости спрашивают про игрушки маленьких владельцев, книги и т. Д.
В старших группах используются те же приемы, но тема разговоров усложняется содержанием заданий и историй. Больше внимания уделяется навыкам общения со взрослыми, правилам речевого поведения в общественных местах. В коллективных беседах детям предлагается добавить, исправить друга, задать вопрос или задать вопрос. Это основные способы формирования разговорной речи детей в повседневной жизни. Важно создавать такие ситуации, в которых ребенку придется что-то объяснять учителю или сверстникам (ошибка в истории друга, правило игры), убеждать других в чем-то, доказывать им что-то.
В старших группах используются те же приемы, но предмет разговоров, содержание заданий и истории сложны. Больше внимания уделяется навыкам общения со взрослыми, правилам речевого поведения в общественных местах. В коллективных беседах ребятам предлагается добавлять, исправлять товарища, чтобы снова пойти спросить источник.
Таким образом, речевые навыки дошкольников требуют целенаправленного планомерного развития, необходимо учитывать возрастное развитие диалогической речи.
Развитие связной диалогической речи детей в процессе общения со взрослыми и сверстниками
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.