Чувство страха маленьким детям почти не знакомо. Конечно, у младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха, некоторые, возможно, опасные вещи в жизни (высота, пауки), но основной массив страхов, которые мы видим у детей ‒ это результат обучения. Слушая родителей, друзей и смотря мультфильмы, дети учатся видению, учатся социальным интерпретациям. Страху учат не только родители, дети учатся бояться сами. Часто дети выдумывают собственные страхи и с удовольствием их боятся. Когда родители усиливают страхи детей своим повышенным вниманием, в случае если ребенок оказывается в центре внимания каждый раз в страшные моменты, вскоре ребенок начинает собирать, хранить и лелеять свои страхи в отсутствие других развлечений как свою дорогую собственность. Дети становятся тревожными.
Эмоции и чувства детей являются продуктом социального обучения, и это социальное обучение идет в двух направлениях: пока дети осваивают условия, которые наиболее эффективно защищают их от родителей или позволяют им управлять родителями, взрослые воспитывают детей в тех условиях, которые удобны и интересны взрослым. Ребенок, с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом, познает чувства, принятые в данном обществе, в частности, привязывается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации у детей развивается развитие концентрация и воля, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, усваивают ценности быть женой и матерью, овладевают необходимыми для этого навыками.
В то же время для успешного установления социальных контактов в ближайшем детском окружении ребенок усваивает нормы эмоционального реагирования, которые зачастую оказываются ниже того уровня, который он имел до вхождения в детский коллектив. В этом случае социализация парадоксальным образом оборачивается деградацией культурного развития ребенка.
Действительно, к концу школы ребенок уже овладел базовым богатством эмоциональной палитры, основами эмоциональной культуры: он уже умеет дружить, надеяться, горевать и тосковать, восхищаться и впадать в отчаяние, любить и страдать. С другой стороны, результат эмоционального развития ребенка парадоксален: овладев высшим навыком владения эмоциями, начиная со школьного возраста, дети последовательно деградируют, отказываясь от овладения, отрабатывая шаблон.
Шаг за шагом происходит отказ от свободы выбора эмоций, от осознания своих эмоций, от ответственности за свои эмоции, происходит отказ от произвола в управлении эмоциями. Дети выбрасывают ключи эмоций, делают эмоции непроизвольными. По крайней мере, в области эмоций дети возвращаются к своему детскому положению в жизни, отучаются быть личностью и автором, учатся быть только организмом и жертвой: жертвой внешних обстоятельств, жертвой собственных эмоций.
Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. При общении со взрослыми, особенно с учителями, причины сотрудничества преобладают. В дополнение к воспитательной любви дети ожидают непосредственного участия взрослых во всех своих предметах. Взрослые должны стремиться установить тесный эмоциональный контакт с ребенком ‒ это жизненно важный источник формирования их чувств.
Воспитатели, в свою очередь, должны знать, как правильно скрывать все негативы и чувства, многие социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни (семейные проблемы, капризность, негодование по отношению к кому-либо). Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональное настроение, отрешенность и плохое настроение взрослых, понимают, что что-то происходит, и недостаток юмора в нас внушает детям еще большую тревогу.
Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:
— эмоциональные переживания кратковременны, нестабильны, выражены бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают в качестве поведенческих причин;
— происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, а ребенок осваивает способы их выражения;
— они развивают высшие чувства, среди которых особое место занимают сочувствие, симпатия, чувство гордости и стыда;
— включение слова в эмоциональные процессы реорганизует их ход и вместе с созданием связи между чувствами и репрезентацией создает предпосылки для их регуляции.
Что поможет в развитии эмоций? Семья, внутренний круг и хобби развлечения, несомненно, влияет на ребенка и раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями — привязанность, объятия, разговоры. Новый опыт — это почва, на которой растут эмоции. Для родителей важно разнообразить свободное время своего ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещения театров, цирка или музеев. Помощники мамы и папы — детские книги. Но всегда, когда заканчивается следующая история, стоит обсудить историю или действия персонажей с ребенком. Отношения с другими детьми и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогая взрослому легче освоить окружающую реальность.
Разнообразные ролевые игры со сказочными или необычными действиями дарят ребенку яркие чувства и переживания. Важным нюансом для обогащения эмоционального спектра является творчество детей. Уроки рисования, танцев и музыки, моделирование или оригами могут доставить много эмоций растущему человеку, и неприятные, когда они терпят неудачу, и хорошие, когда они преуспевают. Кроме того, развиваются творческие занятия, такие как мелкая моторика. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игры и творчества дает эмоциональному диапазону дошкольника возможность полноценного и правильного развития.Причины эмоций. Одной из причин эмоций является борьба за выживание. Еще одной причиной появления эмоций, по мнению исследователей (К. Изард, Хюбнер, Рейзер и др.), Была потребность в средствах массовой информации. Не секрет, что задолго до того, как ребенок начинает понимать свою речь и произносить отдельные слова, он может (обычно) информировать других о своем внутреннем состоянии с помощью определенного набора признаков: внешних признаков боли, радость, интерес.
Основные эмоции.
Развитие способности к распознаванию эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.