М.В. Горякина‚ М.В. Данилина указывают‚ что у большинства детей с нарушенным слухом нередко, вплоть до подросткового возраста, сохраняется неустойчивость поз и движений, а также потеря равновесия. Страдают ориентация в пространстве, координация и ловкость пальцев рук, что обусловлено тесным взаимодействием слухового и вестибулярного аппаратов. Как следствие, замедлен темп двигательной активности, затруднено формирование двигательных навыков [9, с.17].
В общении слабослышащие дети пользуются преимущественно простыми предложениями, состоящими из некоторого количества слов, редко обращаются сложными предложениями, отражающими целевые, причинно-следственные зависимости. Дети допускают ошибки в согласовании слов в падеже, числе, роде; при построении предложений допускают большое количество грамматических ошибок. Возможны случаи выпадения предлогов из речи ребенка, неправильное их использование в речи, что связано с недостаточным развитием слухового восприятия.
Речь таких детей имеет ряд особенностей. Как указывает Ф.Ф. Рау, собственная устная речь глухих детей, в большинстве случаев, недостаточно разборчива и трудна для понимания. Однако, при наличии заблаговременного адекватного коррекционного воздействия, данные тяжелые последствия могут стать менее ослаблены и даже полностью преодолены [16, с.29].
Как отмечает Т.А. Соловьева, понимание смысла звучащей речи — сложный и трудоемкий процесс для слабослышащего и глухого ребёнка. Чужая устная речь воспринимается таким ребенком слухо-зрительно, с опорой на смысловую догадку [21, с.30].
Важной особенностью психического формирования детей с нарушением слуха является овладение ими одновременно несколькими видами речи — словесной, дактильной и жестовой. Л.С. Выготский называл такую форму овладения языком полиглоссией [6, с.142]. Словесной речью дети с нарушением слуха могут овладеть только в условиях специального обучения. При этом у неслышащих детей иные сенсорные свойства формирования первичных образов слов: зрительные, подкрепляемые двигательными ощущениями (письмом, дактилированием или артикуляцией). Для глухого ребенка восприятие слова зрительно — это первый этап познания языка. У многих и далее при восприятии речи главными остаются речедвигательные и зрительные компоненты, за счет них и совершается компенсация нехватки слухового восприятия.
Развитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха младшего школьного возраста
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.