Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие самостоятельности дошкольников в процессе игровой деятельности

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Генетическая связь самостоятельности с системой практических взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью обнаруживается уже в раннем детстве. Потребность, объективированная в форме: «Я Сам!» формируется в первые годы жизни человека на основе приобретаемого им опыта практического взаимодействия и общения с близкими взрослыми. Это стремление является базой всех в дальнейшем формирующихся высших форм самостоятельности.
По мнению Е.Л. Кононко самостоятельность как свойство личности складывается на протяжении всего детства и зависит от содержательных особенностей деятельности ребенка. Она достигает в своем развитии разных уровней в зависимости от системы требований, предъявляемых ребенку взрослым в условиях воспитывающей его среды. Говоря о становлении самостоятельности, Е.Л. Кононко отмечает:
«Самостоятельные действия преддошкольника, обогащаясь и приобретая системность, к началу дошкольного возраста начинают принимать форму деятельности. В разных ее видах к среднему дошкольному возрасту начинают проявляться разные формы самостоятельного поведения.
Приобретая устойчивость, самостоятельное поведение к старшему дошкольному возрасту превращается в тенденцию, которая свидетельствует о проявлении самостоятельности как свойства личности».
Появление новых форм самостоятельности зависит от обогащения содержания и структуры деятельности ребенка. Особую важность для развития самостоятельности имеют мотивы и цели детской деятельности. Как указывают А.Н. Леонтьев и др., процесс и результат деятельности прямо зависят от того, на что направлена деятельность и ради чего она выполняется.
В исследованиях А.В. Запорожца и Я.З. Неверович доказано, что в формировании самостоятельности большое значение имеет возникновение эмоционального предвосхищения результатов деятельности. В процессе одного из экспериментов у детей была организована особая психическая деятельность – «деятельность эмоционального воображения», которая позволила им заранее представить и пережить отдаленные последствия своих поступков, прочувствовать смысл своих действий, который они будут иметь для окружающих. Эксперимент показал, что метод эмоционального предвосхищения результатов своей деятельности способствует активизации моральных, эмоциональных и физических сил ребенка, повышает уровень его активности, способствует более успешному достижению поставленной цели.
Основным принципом развития самостоятельности является принцип единства руководящей роли взрослого и собственной активности ребенка. «Самостоятельность ребенка, пишет А.А. Люблинская, не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка всегда стоит руководящая роль и требования взрослого».

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.