Внутренняя речь является сокращённой, свернутой; она практически никогда не осуществляется в форме правильно построенных, развернутых фраз – часто характеризуется наличием одного слова. Это можно объяснить следующим: предмет того, о чём человек рассуждает, ему самому понятен, поэтому ему не требуется развернутых предложений.
Развернутую внутреннюю речь тоже используют, но тогда когда существует затруднение в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, часто объясняются трудностями перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, которая становится понятна для других.
Особенности развития детей с нарушением зрения
Нарушение зрения, разумеется, имеет несколько форм своего проявления. Диагностика исследования детей с таковым нарушением предполагает их обследование различными специалистами в данной области.
Как говорилось выше, на сегодняшний день число людей с нарушением зрения увеличивается; причин этому несколько. Но, тем не менее, нужно понимать, что какие бы особенности здоровья не имели дети, в любом случае, они должны обучаться. Должны быть созданы комфортные условия для их обучения, а для этого необходимо знать особенности их развития.
Если у ребёнка выявлено нарушение зрения, то возникают некоторые отличия в развитии по сравнению с другими детьми, хотя закономерности развития, которые свойственны для обычных детей, остаются в сохранности.
Ребёнок, имеющий данное нарушение, имеет следующие особенности: во-первых, его развитие отмечается меньшей активностью при познании окружающего мира, что проявляется в области и физического, и умственного развития.
Многие специалисты отмечают у данных детей пассивность, безынициативность. Причём данные факторы могут зависеть от того, когда ребёнок получил травму, связанную со зрение; ведь это не всегда происходит с самого рождения. Как правило, чем позже ребёнок получает травму, тем в большей степени он равнодушен к собственной жизни, не говоря уже об окружающем его мире.
Следующей особенностью развития ребёнка с нарушением зрения является тот фактор, что период развития слепых или слабовидящих детей обычно не совпадает с периодом развития здорового ребёнка. С того времени, пока слепой ребёнок не выработает способы компенсации слепоты, представления, получаемые им из внешнего мира, будут недостаточно полны – отрывочны. Таким образом, ребёнок будет развиваться медленнее.
Ещё одна особенность таковых детей – это диспропорциональность, которая проявляется в наиболее быстром развитии тех функций, которые не страдают от отсутствия зрения: к таковым относятся речь, мышление. А, например, движение будет развиваться медленнее.
Нужно сказать о том, что неравномерность такого развития наиболее заметна в дошкольном периоде, нежели после него. Анализируя историю развития ребенка, нужно обратить особое внимание на его социальную зрелость, которая имеет огромное значение в процессе реабилитации. Социальная зрелость такого ребенка в ранний период развития тесно связана с его биологическим созреванием, особенно касаемо двигательного развития и мануальной деятельности рук, поэтому при обследовании детей раннего возраста нужно обращать особое внимание на уровень их двигательного развития и уровень сформированности коммуникации.
Когда незрячий при этом различные их свойства, функции, такие как температура, форма, величина, вес, плотность и др. Процесс коммуникации в жизни таких детей играет особенную роль. Об уровне социального развития ребенка с нарушением зрения говорит как раз таки степень сформированности этой стороны.
В процессе исследования речи слабовидящего или невидящего ребёнка важную роль играет выразительность речи: сюда можно отнести жесты, позу, мимику в момент их осуществления. Что касается познавательной активности таковых детей, она выражена меньше, поэтому в педагогике существует принцип работы, который отводит работе с ребёнком больше места педагогической помощи. Психолог, при этом, должен направить работу на то, чтобы выяснить, в какой степени ребёнок интересуется и проявляет внимание к окружающей его обстановке.
У детей с нарушением зрения, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, наблюдается проблема ещё и социализации, так как ребёнок недостаточно самостоятелен, поскольку ему сложно передвигаться, обслуживать себя, осуществлять общение с другими детьми, самостоятельно проявлять заинтересованность в этом общении, неумение пользоваться какими-то элементарными окружающими предметами приводит к тому, что ребёнок замыкается в себе.
Можно сказать о том, что социальную адаптацию таковых детей ослабил тот факт, что продолжительное время, изучая работу с детьми с нарушениями зрения, больше внимания уделяли развитию их познавательных процессов.
Зависимость от взрослых и боязнь новых условий, перемен, общества – вот факторы, которые формируются у ребёнка при отсутствии должного внимания к его социализации.
Вывод по первой главе. Таким образом, в первой главе мы разграничили понятия речь и язык; установили, что эти два термина и различны, и едины одновременно.
Установили, что многие ученые на протяжении долгих лет занимались изучением особенностей развития детей с нарушением зрения. Дети с нарушением зрения имеют свои особенности в развитии, которые не свойственны другим.
В первой главе мы не стали подробно описывать каждую степень нарушения зрения, поскольку эта информация в работе является лишней, но, тем не менее, мы выявили особенности развития детей с таковым нарушением, которые характерны для любого его проявления, и для детей абсолютно слепых, и для ребёнка со слабым зрением.