Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие познавательных интересов младших школьников средствами работы с детскими журналами

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Л.И. Божович отмечает, что развитие этой потребности у всех детей идет не одинаково. У одних детей эта потребность больше связана с практической активностью, а у других детей выражена ярко и носит «теоретическое направление». Первые не привыкли думать, к умственной работе проявляют отрицательное отношение, а у вторых наблюдается куча вопросов «Что такое?» и «Почему?», страсть упражняться в сравнении. В итоге можно сказать о различном уровне познавательного отношения ученика к действительности. Еще до систематического учения в школе содержанием познавательной потребности были житейские знания, а не научные, но все равно, это и создает предпосылки для усвоения всех научных знаний.
В первые годы обучения в школе все интересы ученика развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, интеллектуальная любознательность, жадное стремление узнать больше. Сначала появляются интересы к изолированным явлениям, отдельным фактам, затем интересы, которые связанны с раскрытием закономерностей, причин связей и соответственно взаимозависимостей между явлениями.
Познавая мир, ребенок делает множество открытий, проявляя интерес к самым разным областям окружающей действительности. Среди наиболее характерных черт познавательного интереса учеников начальной школы особую значимость приобретает именно такая черта, как действенность, которая выражается в активной деятельности самого ребенка, направленной на ознакомление с явлениями и предметами социальной действительности, а также в преодолении трудностей и соответственно проявлении волевых усилий для достижения цели.
Таким образом, познавательный интерес школьников начальных классов представляет собой очень важный фактор учения в школе и соответственно является необходимым фактором становления личности.
Фактор перегрузки школьников в учебной деятельности представляет собой сложное психолого-педагогическое явление. Причины его нельзя видеть лишь по внешней стороне организация учебного процесса: в больших и сложных заданиях, в значительном объеме литературы, которую школьник обязан прочитать, в нерациональном использовании времени. Все это, бесспорно, составляет неблагоприятные для учения условия.
Однако, рассматривая этот фактор только со стороны отбора содержания мер учебного процесса, невозможно увидеть то главное и существенное в неблагоприятных последствиях этого фактора, что влияет на формирование личности ученика. Как и любое дидактическое явление, перегрузка в учебном процессе имеет объективные и субъективные основания, свою внешнюю и внутреннюю стороны. Преломляясь через сферу мотивов, потребностей, интересов, через психолого-педагогическую структуру деятельности школьника, неблагоприятные условия учебного процесса, связанные с перегрузкой, в конечном итоге тяжело сказываются на отношении ученика к обучению, учителям и школе в целом.
«Неинтересно заниматься, когда много задают на дом»; «Учителя думают каждый только о своем предмете», — выражают свое отношение к этой проблеме ученики IX класса. Так внешние условия, преломляясь в его сознании, оказываются причиной того психологического барьера между ним и учителем, школой, который в свою очередь порождает множество негативных характеристик школьника: безответственности и равнодушия.
Учителя делают это не из злого умысла, а из добрых побуждений передать в своей области максимум полезных сведений, привить умения и навыки, которые необходимы в познании. И, тем не менее, с этим положением мириться нельзя.
Пренебрежение к психологии ученика, а быть может, и слабое знание психологических основ деятельности и является одной из главных причин перегрузки учащихся.
Если бы каждый шаг деятельности учителя был рассчитан на психологический ориентир познавательной деятельности учащихся, он видел бы, что предлагаемые им задачи должны вызывать не только напряжение мысли и памяти, но и эмоционально приятные ощущения, радостные переживания от успешного преодоления сложностей в самостоятельном поиске знаний. Позиция ученика в учебном процессе – это немаловажный фактор, усугубляющий или нейтрализующий явления перегрузки.
Активней позиции ученика в учебном процессе, фактором, снимающим утомление, напряженность в учебной деятельности, является познавательный интерес. Сила познавательного интереса как глубоко личностного образования проявляйся не только в познании школьника. Его благотворное влияние сказывается на становлении личности в целом, так как в нем находят свое отражение мотивы, стремления и направленность личности.
Психологическую структуру познавательного интереса составляет богатый комплекс значимых для человека процессов, переплетенных друг с другом и взаимообусловленных. Благодаря тому, что в интересе представлено единство мыслительно-эмоциональных и волевых процессов, познавательная деятельность школьника приобретает для него личностную близость и протекает интенсивно и плодотворно. Интеллектуальные радости, испытываемые учеником под влиянием познавательного интереса, — это особые состояния, в которых слиты счастливые переживания и работа напряженной мысли, не отягощенной постоянными внешними вмешательствами.
В свою очередь волевые усилия как обязательный компонент структуры интереса оказывают действенное влияние на благополучный ход работы от процесса решения познавательной задачи до положительного результата. Так, объединяясь и взаимодействуя в познавательном интересе, все эти психические процессы одухотворяют деятельность школьников, содействуют ее благоприятному протеканию, интересные занятия снимают усталость и оставляют радостное последействие.
Таким образом, устойчивый познавательный интерес у ребенка можно сформировать только благодаря включению в активную познавательную деятельность каждого ученика на каждом уроке с учетом его развития. Этому способствует исследовательская деятельность. Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся и актуальные потребности каждого ученика. В связи с этим остро встает вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.