Познавательная активность очень ценна для развития личности обучающегося, а именно: она активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое внутреннее интеллектуальное удовлетворение, которое, в свою очередь, содействует эмоциональному подъему, мотивации в обучении. Каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок чувствовал в процессе обучения, что это радость, а не только долг, ведь учением можно заниматься с интересом и увлечением, а не только по обязанности.
Для того чтобы способствовать развитию познавательной активности на уроках, необходимо использовать:
•Загадки, основу которых составляет сравнение и умение соотносить явления окружающей действительности в качестве приема, способного активизировать и стимулировать познавательную активность, а также мыслительную деятельность;
•Ребусы, в процессе решения которых учащиеся первого класса на уроке способны приобрести пропедевтические знания, происходит знакомство со значением слова;
•Методика «Выбор», разработанная Г.И. Щукиной, которая является эффективной в случае процесса развития познавательной активности. Данная методика включает в себя несколько заданий по одному предмету, используя группировку по четырем группам. Выполнение первой группы заданий предъявляет требования к ученикам в виде выполнения репродуктивной деятельности (вспоминать определения, описывать факты, пересказывать пройденный учебный материал). Вторая группа заданий является более сложной: здесь уже необходим активный поиск, предпосылки к процессу догадывания, а не только репродуктивная деятельность. Третья группа заданий рассчитана на активное использование приобретенных знаний в процессе поиска, применение данных знаний на новой территории, в новых условиях. Четвертая же группа заданий носит творческий характер [29].
В один из компонентов профессионализма педагога входить способность не только создавать различные проблемные задания и ситуации в игровой форме, но и предвидеть результат их решения.
Развитию познавательной активности способствует так называемая отсроченная отгадка. В начале урока учитель предлагает детям загадку, разгадать которую они смогут лишь на уроке при работе с новым материалом. Иногда можно преподнести загадку к концу урока, чтобы именно с нее начать следующее занятие.
Активирование познавательной деятельности младших школьников становится невозможным без развития у них познавательного интереса. Именно поэтому процесс обучения должен регулярно возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся. Познавательный интерес выступает и как важный мотив учения, и как стойкая черта личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышающего его качество.
У младших школьников, которые обучаются в одном классе вполне вероятна дифференциация по уровню развития и характера проявления познавательной активности. Это можно обосновать тем, что у каждого ребенка свой жизненный опыт, различный от других, каждый ребенок идет своим собственным путем индивидуального развития.
Дидактическая игра вполне способна выступать одним из наиболее эффективных средств при пробуждении интереса к учебному предмету, не уступая место другим методам [31].
Игра является первой из простейших форм деятельности, которой овладевают дети с раннего возраста. Ее целью является сам процесс игры. Причем игра выступает как некоторая ступень, где дети в достаточной мере готовятся как к учению, так и к труду. Игровая деятельность так же является одной из главных видов деятельности в первые годы обучения, которая изменяется в процессе взросления младшего школьника, а позже уходит на второй план, так как приоритетной становится деятельность направленная на обучение.
Педагоги, психологи, методисты, учителя убеждают остальных, что игра — это распоряжение, подвластное времени и именно игре присуждают ведущее место в обучающем процессе. Игра мобилизует интеллектуальность детей, развивает способности роли организатора, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий [20]. Те люди, что видят игру лишь как какую-то забаву и развлечение, очень сильно заблуждаются.
Учитель принимает в игре роль самого главного — руководителя игры, направляет её в необходимое дидактическое русло, при необходимости активизируя её различными приёмами, в ходе чего он поддерживает интерес детей к игре и подбадривает тех, кто в той или иной степени отстает.
В трудах Н.П. Аникеевой присутствуют предпосылки к развитию познавательной активности у детей на уроках в начальной школе: «воспитание игрой», Л.И. Божовича: «проблема развития мотивационной сферы ребенка», В.И. Сластенина: «формирование интереса к учению у школьников», Т.И. Шамова: «активизация учения школьников», Г.И.Щукиной: «педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся».
Через заинтересованность обучающегося интересными познавательными играми возможно развитие познавательной активности на уроках в начальной школе. Также этому способствуют решение загадок, ребусов, проблемно — конфликтных вопросов, подбор занимательного материала. Необходимо проводить уроки-путешествия, уроки — исследования, интегрированные уроки обязательно с учетом возраста детей.
Таким образом, к развивающим методам развития познавательной активности относятся: информационные технологии, развивающие игры, разноуровневые задания, изменение скорости обучения (стратегия ускорения), проведение познавательных праздников и т. д.
Развитие таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость в достижении цели, стремление к завершенности действия, к достижению намеченных результатов, происходит через стимулирование познавательной активности.
Для обучения ребенка в полной мере необходимо стараться вызывать у него желание учиться, получать знания, помогать ему в повышении самооценки, веры в себя, в свои способности.
Мастерство учителя состоит в умении делать содержание предмета богатым, глубоким и привлекательным, что в свою очередь укрепляет и развивает познавательную активность учащихся в процессе обучения.
Развитие познавательной активности ребенка на уроках и во внеурочное время
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.