Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В процессе формирования познавательного интереса обучающихся начальных классов, при выполнении разных заданий, необходимо учитывать внутреннюю и внешнюю его стороны. Но, поскольку педагог не может в полном объеме оказывать воздействие на мотивы, потребности личности, то необходимо сосредотачивать внимание на средствах обучения и, соответственно, принимать во внимание внешние условия.
В качестве предмета познавательного интереса младших школьников вступают новые знания об окружающем мире. Поэтому глубоко продуманный, хорошо отобранный учебный материал, который будет новым, неизвестным, поражающим воображение обучающихся, заставляющий их удивляться, а также обязательно содержащий новые достижения науки, научные поиски и открытия явится важнейшим звеном формирования интереса к учению.
Главное в системе работы по развитию познавательного интереса младших школьников это то, что сам образовательный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Необходимо надолго удержать в ребенке чувство радости, интереса. Ребенок младшего школьного возраста – это личность любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая.
Познавательный интерес обеспечивает общую направленность деятельности обучающихся начальных классов и может играть значительную роль в структуре их личности.
Влияние познавательного интереса на процесс формирования личности обеспечивают такие условия:
уровень развития интереса;
характер (многосторонний, широкий интерес, локально-стержневой либо многосторонний интерес с выделением стержневого);
место познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействие;
своеобразие интереса в познавательном процессе;
связь с жизненными планами и перспективами[5].
Благодаря этим условиям обеспечиваются сила и глубина влияния познавательного интереса на личность обучающихся начальных классов.
По мнению В.А. Казанцевой и А.В. Карпенко существенным потенциалом для формирования познавательного интереса у младших школьников обладает внеурочная деятельность [14, с. 31]. Авторы разработали программы, которые обеспечивают появление положительных эмоций, интереса, мотивации к познанию и открытию нового у обучающихся.
В учебной деятельности активизации и поддержанию познавательного интереса обучающихся начальных классов способствуют следующие методы и приемы [15, 32]:
познавательные игры (шарады, загадки, дидактические игры и т. д.);
эмоциональное стимулирование (соревнования между обучающимися);
создание ситуаций познавательного спора;
решение нестандартных заданий;
использование наглядности;
исследовательские методы;
организация учебного сотрудничества (коллективная и групповая деятельность);
проблемный метод.
Применяя эти методы, можно использовать различные приемы [15, с. 122]:
анализ содержания по самостоятельно составленным вопросам;
нестандартные уроки (деловая игра, путешествие, суд, образовательный турнир, отчет);
«Удивляй»;
«Фантастическая добавка»;
интегрированные уроки;
прием дифференциации;
прием драматизации;
использование занимательного материала (ребусы, загадки, викторины, кроссворды).
Не менее важным является воспитание у обучающихся начальных классов познавательных мотивов.
Психолого-педагогические исследования указывают на то, что познавательные мотивы имеют большое значение и в процессе формирования активности личности и в ее развитии. Г.И. Щукина считает, что «познавательный интерес фигурирует среди других мотивов учения школьника как мотив, которому отдаётся предпочтение» [33, с. 175].
Обогащению интереса обучающихся начальных классов способствует процесс общения. Интенсивное протекание деятельности, увлеченность в обсуждении актуальных проблем, приобретение широкой информации друг от друга – все это обеспечивает и эффективность образовательного процесса, и социальные связи обучающихся, воспитание и укрепление коллективных устремлений.
В процессе познания мира, постоянного его исследования, обучающийся делает огромное количество открытий и изобретений, проявляя интерес к разным областям окружающей действительности.
Таким образом, современные подходы к развитию познавательных интересов младших школьников предполагают ориентацию на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка; умелый и методически правильный подбор материала, который способствует развитию и стремлению к знаниям младших школьников; интенсивность и увлекательность учебного процесса.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.