Проанализировав различные взгляды исследователей можно сделать вывод, что в познавательном интересе отражена избирательная направленность ребенка, обращенная не только к познанию самого предмета. Познавательный интерес должен быть стимулом ребенка к проявлению активности именно в процессе деятельности по познанию конкретного предмета.
Современные исследования содержат также описание различных компонентов структуры познавательного интереса. Например, Г.И. Щукина в своих исследованиях рассматривает содержательные компоненты познавательного интереса. Она выделяет:
• эмоциональный компонент. Данный компонент характеризуется положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляется во время взаимодействия с другим человеком (когда оказывают помощь, проявляют заинтересованность, положительные эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками);
• интеллектуальный компонент. Взаимосвязан с развитием операций мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация). Г.И. Щукина дала ему определение «ядро познавательного процесса» и обосновала связь с направленностью детских вопросов относительно свойств и характеристик исследуемых объектов, поиска новых способов решения познавательных задач;
• регулятивный компонент. Включает отражение устремлений, целенаправленности, преодолений трудностей, принятий решений, сосредоточенности внимания, отношения к результатам деятельности, развития рефлексивных способностей, которые связаны с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности;
• творческий компонент. Данный компонент выражается как самостоятельный перенос способов деятельности, усвоенных ранее, в новую ситуацию путем комбинирования уже известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Благодаря творчеству в совместной деятельности взрослого и ребенка проявляется фантазия, отражение в деятельности различных впечатлений из прошлого опыта, определяются перспективы решения поставленных задач в различных новых условиях, с применением нового материала [26].
На протяжении дошкольного детства происходят существенные положительные изменения в познавательном развитии детей. Проанализировав имеющиеся в детской психологии данные, касающиеся развития познавательного интереса, можно выделить основные тенденции его становления на протяжении дошкольного возраста:
‒ возрастающая активность в поиске нужной информации, движение от непосредственного реагирования на новизну объектов к настойчивому стремлению познания нового;
‒ интеллектуализация процесса познания, переход от чувственного познания мира, основанного на эмоциях, к теоретическому познанию в форме вопросов, являющихся продуктом умственной деятельности;
‒ расширение круга интересующих ребенка объектов от предметов ближайшего окружения к познанию достаточно широких сфер объективной реальности;
‒ углубление познавательных интересов: от поверхностного, направленного на познание внешних свойств, признаков, действий, назначений к познанию сущности явлений, связей и отношений, причин и зависимостей [2].
Каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познавательного интереса [9].
К возрасту 3–4 лет дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями. Объектом познания становятся не только предметы их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества).
В 4 года познавательный интерес ребёнка переходит на другую ступень – более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею. Словарь детей обогащается словами-понятиями.
Старший дошкольник познает уже «большой мир». Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Познавая различные объекты, события, явления, ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир – это система, в которой все взаимосвязано).
Таким образом, после изучения различных точек зрения ученых относительно определения сущности познавательного интереса, его структуры и основных особенностях, можно сформулировать следующий вывод: познавательный интерес активной избирательной направленностью личности к окружающему миру. Формирование и развитие познавательного интереса возможно исключительно в процессе деятельности и прежде всего в учении. различных компонентов структуры познавательного интереса. Познавательный интерес включает в себя следующие компоненты: эмоциональный компонент; интеллектуальный компонент; регулятивный компонент; творческий компонент.
Развитие познавательного интереса у детей старшегодошкольного возраста с нарушением слуха
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.