После того, как дети хорошо познакомятся с музыкальным произведением, прочувствуют его настроение, накопят слуховые и зрительные впечатления следует предложить им нарисовать то, что они чувствуют. Дети прослушивают музыку и рисуют то, о чем она им рассказывает: «Нарисуй то настроение, которое передает музыка, как она звучит? Какие краски могут передать это настроение?» Очень эффективным приемом является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: созвучен ли рисунок музыке? Какое она передает настроение? Удалось ли рассказать о музыке красками?
В процессе закрепления целесообразно также предложить детям выбрать для слушания пьесы, которые им больше всего нравятся [32, с. 45].
Применение указанных приемов повышает интерес детей к слушанию музыкальных произведений и способствует развитию творчества.
Беседы о прослушанной музыке с детьми старшего дошкольного возраста носят развернутый характер. В беседах привлекается внимание дошкольников к развитию художественного образа, педагог поясняет назначение отдельных выразительных средств. Во время рассказа он исполняет отдельные вариации и музыкальные фразы. Таким образом, дети воспринимают пьесу динамично, в развертывании повествования музыкальным языком.
Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. C помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. Помогает этому художественная литература — образный краткий рассказ, сказка, стихотворение.
Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Она используется для усиления впечатлений детей от музыки, вызвать в их воображении зрительные образы, близкие музыке, или проиллюстрировать незнакомые явления или образы. Для этого используются картины, репродукции, иллюстрации в книгах, эстампы.
Желательно, чтобы слушанию музыки предшествовало поэтическое слово или короткий образный рассказ, отвечающие теме музыкального произведения [24, с. 57].
Задачи для детей старшей группы в процессе слушания музыки [27, с. 88]:
— ходить простым русским хороводным шагом;
— выполнять определенные танцевальные движения: поскоки, притопы, «ковырялочку», «пружинку» с поворотом корпуса и др.
— выполнять движения эмоционально, изменяя его характер и динамику с изменением силы звучания музыки;
— ощущать музыкальные фразы;
— чередовать хороводные шаги с притопами, кружением;
— выполнять простейшие перестроения;
— согласовывать плясовые движения с текстом песен и хороводов;
— самостоятельно начинать и заканчивать движения;
— развивать танцевальное творчество.
Задачи для подготовительной к школе группы [28, с. 92]:
— передавать в движении ритмический рисунок мелодии и изменения характера музыки в пределах одной части музыкального произведения;
— танцевать легко, задорно, менять движения со сменой музыкальных фраз;
— начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыкальных фраз;
— сочетать пение с движением, передавать в движении характер песни;
— самостоятельно придумывать движения к танцевальной музыке;
— воспринимать и передавать в движении строение музыкального произведения (части, фразы различной протяженности звучания);
— активно участвовать в играх на развитие творчества и фантазии;
— правильно и выразительно выполнять танцевальные движения и различные перестроения.
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту в процессе слушания произведений П.И. Чайковского, у детей формируется способность воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить их в слове, песне, музыке. Эти знания дошкольники получают в процессе занятий, которые проводятся в несколько этапов.
В процессе слушания музыки дети переживают определенные чувства, у них происходит воспитание духовности, культуры чувств, развитие эмоциональной и познавательной сторон.
Развитие музыкального восприятия старших дошкольников в процессе слушания произведений Петра Ильича Чайковско
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.