При более подробном изучении литературы по данному направлению обнаружилось, что понятие «Логотренинг» в словаре отсутствует, его ввели сами логопеды в своей работе. Таким образом, «Логотренинг» – это собирательное понятие, которое предполагает форму интерактивного обучения, которое направлено на развитие речевых навыков через тренировку знаний, навыков и умений. Разработкой логопедических тренингов занималась Ю. В. Иванова, в представленном пособии «Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы», показана система работы в виде логотренингов, на которых идет подготовка артикуляционного аппарата и мелкой моторики детей к последующей коррекционной работе. Данная система ставит перед собой цель преодоления речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы, в сочетании со словом и движением [24;25]. В процессе логотренинга логопеду не приходится нацеливать детей на произнесение конкретного звука. Озвучивая сказочные сюжеты, дети забывают о том, что они не могут произносить и должны это исправить. Дети с желанием делают то, что хотят и могут. Проводить логотренинги можно индивидуально с одним ребенком, но лучше в подгруппах до пяти человек, не более, так как с увеличением количества детей на занятии снижается качество и коррекционная плотность. Начинать логотренинги лучше с таких сказок, содержание которых хорошо знакомо детям, чтобы при переключении их внимания на фонематические, артикуляционные, просодические и прочие упражнения они не теряли нити сказочного сюжета [4]. В настоящее время логопедия находится на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины и использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы, помогающие оптимизировать и повысить эффективность работу учителя – логопеда. Применяются инновационные технологии и используются современные приемы работы в виде использования различных видов тренингов в работе с детьми дошкольного возраста. Тренинги создаются на основе современных инновационных технологий. Основной целью внедрения инновационных технологий в логопедическую практику является повышение эффективности образовательного процесса [15;16]. Ещё одной важной особенностью логотренингов является то, что они включают в себя различные здоровьесберегающие технологии, а применение таких технологий позволяет качественно улучшить и ускорить коррекционный процесс по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста. В логотренинг прекрасно вписываются такие здоровьесберегающие технологии как: арт–терапия, технологии логопедического и пальцевого массажа, в том числе «Су – Джок» – терапия, музыкальная терапия, психогимнастика, физкультурные минутки, песочная терапия и т.д. Проведение логотренингов с детьми дошкольного возраста ставят перед логопедом следующие задачи: — развитие мелкой, пальчиковой и артикуляторной моторики детей дошкольного возраста; — развитие у обучающихся фонематического слуха, фонематического восприятия; — развитие пространственного восприятия; — расширение лексического запаса; — развитие высших психических функций (восприятия, памяти, внимания и мышления); — развитие крупной моторики и физическое развитие ребёнка дошкольного возраста в целом; — выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью; — развитие просодики; — развитие мелодико-интонационных компонентов речи; — формирование и развитие грамотной и культурной речи. Можно сделать вывод, что логотренинг, помимо коррекции у дошкольников звукопроизношения занимается ещё развитием высших психических функций, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы и т.д. В занятия логотренинга входят различные пальчиковые игры или массаж пальцев, упражнения для профилактики нарушения зрения (гимнастика для глаз), стихотворения, чтение которых сопровождается движениями. В занятия логотренинга активно включаются чистоговорки, скороговорки, логопедическая гимнастика, упражнения на развитие мимической мускулатуры. Как правило, логопеды составляют систему логотренингов с опорой на определённые лексические темы [8]. При проведении логотренингов логопеды строго придерживаются основных педагогических принципов. В работе определяется последовательность, используется постепенное усложнение материала (от простого к сложному). Во время проведения логотренингов необходимо также придерживаться комплексного принципа. Помимо этого, на логотренингах формируется и развивается ритмическая структура, совершенствуется и увеличивается словарный запас учащихся. При подготовке к каждому занятию логотренинга учитывается главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому обучающемуся, также учитываются возрастные, психофизиологические и речевые возможности дошкольника. Так же для качественно проведённых логотренингов необходимо: благоприятная психологическая атмосфера, умение привлечь внимания обучающихсяк заданиям, а также умение заинтересовать дошкольников и настроить их на продуктивную и качественную работу. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы. У детей с дизартрией наблюдаются нарушения моторной сферы, что влечёт за собой нарушение фонетической стороны речи (звукопроизношения/искажения, смешения, замены, пропуски, недифференциация звуков/ и просодики), которое имеет множественный характер. У детей с нормальным речевым развитием к 5-ти годам заканчивается формирование фонетической стороны речи. Дети с дизартрией в силу отставания в развитии доречевого и речевого периодов не в полной мере овладевают языковой и речевой нормами. У них наблюдаются антропофонические (различные виды искажений) и фонологические дефекты (замены, смешения, пропуски). Дефекты звукопроизношения могут иметь мономорфный и полиморфный характер. Голос детей с дизартрией часто характеризуется назальным оттенком голоса. Дети иногда заменяют вопросительную интонацию повествовательной, переносят логическое ударение с одного слова в предложении на другое. Речь смазанная, интонационно невыразительная. На фоне отставания в развитии речи наблюдаются нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы. Логотренинги являются актуальным нововведением, способным одновременно решать множество задач. Логотренинг является интерактивной формой работы, а значит способен дать возможность каждому обучающемуся ежеминутно находиться в рабочем процессе, не выпадая из него, что в свою очередь повышает эффективность проводимой коррекционной работы. Знание вышеизложенных особенностей детей с дизартрией позволяет наиболее точно поставить логопедическое заключение, эффективно спланировать коррекционную работу, разработать логопедические тренинги на основе инновационных технологий и подготовить детей данной категории к усвоению школьных навыков.
Развитие моторных функций у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.