Для того чтобы хорошо развить мелкую моторику рук ребенка с ОНР, родители должны всегда обращать внимание на этот вопрос. Психолог должен информировать родителей о развитии умственных и индивидуальных особенностей ребенка, рекомендовать, какие методы должны быть использованы для развития мелкой моторики рук.
Систематическая работа по подготовке тонких движений пальцев стимулирует влияние, на развитие речи является мощным средством повышения эффективности коры головного мозга у детей повышается внимание, память, слух, зрение. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте также имеет важное значение, потому что вся дальнейшая жизнь ребенка с ОНР потребует использования точных, координированных движений рук и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять самые разнообразной деятельности. Обучение требует определенного уровня готовности ребенка тонкие движения пальцев выполнять небольшие, точные, разнообразные действия. Его мышцы должны быть достаточно развиты, скоординированными и точным движения. Даже самые незначительные нарушения тонких моторных навыков может оказать негативное влияние на психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста разрабатываться должна, опираясь, на основные исходные положения научных подходов к пониманию развития мелкой моторики и психологические основы ФГОС дошкольного образования [23].
Рассмотрим основные принципы:
1) Принцип комплексности, основанием является целостность жизнедеятельности ребенка. Систему дошкольного образования нельзя ограничивать только семьей или только детским садом, нельзя строить будни, не обращая внимания на проведение и организацию праздников и выходных, нельзя организовывать занятия, игнорируя досуг и свободные виды деятельности дошкольников.
2) Развитие произвольных движений, основано на решении двигательных задач, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их. Это является необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений.
3) Индивидуальности и дифференцированности, этот принцип предполагает учет психофизических и личностных особенностей каждого ребенка. Это обусловливается разной степенью развития интеллекта, разным уровнем сформированности двигательных качеств, другими типологическими особенностями ребенка [23].
Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие повышению внимания и работоспособности ребёнка, включаются не только в логопедические занятия, но и в занятия воспитателей. Они проводятся в часы, отведённые для игр, и во время прогулок.
Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно- ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.
Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Задание подбираются с учетом их постепенно возрастающей сложности. Учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. Работа проводится регулярно, систематически.
Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков являются одним из направлений коррекционной работы. Они способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха), развивают зрительное восприятие и внимание [19].
Формированию навыков мелкой моторики способствуют проводимые занятия по лепке, конструированию, аппликации, ручному труду, рисованию. Очень нравится детям пластилинография, когда пластилин пальцами размазывается до контуров нанесенного заранее рисунка, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета. На занятиях обязательно необходимо включать физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.
Таким образом, работа по развитию тонкой моторики проводится в системе занятий, досуговых мероприятиях, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного становления навыков письма детей с ОНР.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.