Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством технологий интегрирова

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие текучести времени, его необратимость и периодичности затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения: теперь-сейчас или сегодня-вчера-завтра т.д. [5].
В структуре пространственных представлений можно выделить четыре основных уровня, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких подуровней. Возможно, в дальнейшем будет произведена дополнительная дифференциация каждого уровня. Для решения практических задач диагностики и коррекционной работы предлагаемую нами дифференциацию можно считать достаточной.
Рассмотрим развитие математических представлений в среднем дошкольном возрасте. Четвертый год жизни.
Все дети осваивают математические представления с разной скоростью, и это нужно учитывать, как только ребенок приходит в детский сад. Не стоит делать процесс более интенсивным, необходимо учитывать разный уровень подготовки детей [12].
Предметы из окружающего мира вызывают у детей любопытство, поэтому ребенка нужно окружить насыщенной предметной средой. Необходимо помнить, что ребенок, увидевший что-то впервые начинает считать это эталоном, и после сравнивать его со всем остальным увиденным.
Для облегчения развития пространственных ориентировок желательно использовать подвесные предметы и обращать на них внимание детей с помощью слов «высоко», «ниже», «выше» и др.
Из дидактических игр желательно использовать лото и парные картинки, а так же мозаики, пазлы из 4-15 частей, наборы кубиков, развивающие игры.
Этот период жизни можно назвать стадией предметных эталонов, так как дети активно начинают осваивать эталоны формы, цвета. Часто дети выделяют только 3 – 4 формы, но затрудняются назвать ее в малознакомых предметах. Внимание детей приковывается в основном к более ярким и броским свойствам и элементам, т. е. ребенок, например, может не обратить внимания не разницу размеров предметов, если они различаются незначительно. Для того чтобы более точно различить свойства предметов, ребенку необходимо ощупать предмет, обследовать его со всех сторон. Дошкольники успешно могут произвести простые действия: упорядочить 3 – 4 элемента по наиболее яркому признаку, рассортировать фигуры или их абстрагировать. Особый интерес в этом возрасте дети проявляют к блокам Дьенеша и цветным счетным палочкам Кюизенера [17].
Чтобы лучше развить мелкую моторику можно предложить ребенку любые контейнеры или коробочки с крышечками, которые будут различаться по размеру и цвету. Так ребенок в процессе игры будет накапливать опыт в сравнении величин или форм предметов. Ребенок проводит как бы эксперименты, а это является одним из важнейших аспектов развития личности [18].
Пятый год жизни.
В возрасте 4 – 5 лет дети начинают осваивать сенсорные эталоны. У них развивается интерес в установлении простейших связей и отношений между объектами. Опыт познания всего окружающего уже есть, но необходимо систематизировать и обобщить все полученные знания. Для достижения этой цели можно организовать «сенсорный центр», т. е. такое место, где собраны предметы, познание которых возможно с помощью различных органов чувств. Это могут быть музыкальные инструменты, которые можно услышать; рисунки, книги и плакаты для рассматривания; флаконы из-под духов или ароматические вещества, которые можно понюхать [13].
Для организации разнообразной практической деятельности можно использовать материалы и пособия, с помощью которых у ребенка появляется возможность что-то пересчитать, соотнести, или сгруппировать и упорядочить. Для этого широко используются различные наборы предметов, как абстрактные (геометрические фигуры), так и «жизненные» (шишки, ракушки, игрушки и т. д.). Их должно быть достаточное количество, а так же необходима возможность вариативности. Следует предоставить игры и для средней возрастной группы детей (около 15 %), чтобы ребята, опережающие в развитии своих сверстников, могли развиваться дальше, а не стоять на месте [16].
В среднем дошкольном возрасте стоит организовать разнообразные игры с блоками на выделение свойств. При применении счетных палочек Кюизенера внимание ребенка обращается на отличия между размером и цветом, и устанавливается зависимость цвет – длина – число.
Для освоения счета требуется использование различных мер. Это могут быть разноцветные полоски картона разной длины, шнурки, стаканчики и т. п. А можно организовать сюжетно-обучающие игры с применением весов или ростомером.
Средний возраст можно назвать началом периода сенситивного развития знаково-символической функции сознания. Активно стоит использовать знаковую систему и придумывать такие знаки вместе с детьми, постепенно подводя их к тому, что обозначать что-то можно не только словесно, но и графически. Для этого можно вместе с детьми нарисовать схему, на которой обозначены детский сад, поликлиника, магазин, «Детский мир», а после выяснить у кого из детей путь в детский сад длиннее, а у кого короче [22].
Так же нужно использовать наглядность моделей, к примеру, это может быть простой план пространства кукольной комнаты. Основным требованием является предметно-схематическая форма этих моделей.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.