По словам Л.С. Выготского, возрастные психологические новообразования – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени впервые и которые определяют сознание ребенка в его отношении к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период [12].
Применительно к исследуемому возрасту главным достижением можно считать формирование у ребенка произвольности. В социально-личностном плане произвольность проявляется в соподчинении мотивов (выделение наиболее значимых – социально предпочтительных и второстепенных – непосредственно-личных), в умении ставить, конкретизировать и достигать цели, в усвоении нравственных норм и правил поведения [12].
О становлении процессов произвольности у ребенка говорит появление рефлексии (способности объективно и всесторонне рассматривать и анализировать собственные мысли, чувства и поступки), а так же переход мыслительных операций и эмоциональных проявлений во внутренний план действий [12].
Произвольность способствует удовлетворению потребности взрослеющего человека быть активным субъектом собственной жизни. С одной стороны, ребенок стремится к самостоятельности, уникальности, а с другой — к сотрудничеству со значимыми людьми, признанию ими своих достижений в познании и предметной деятельности. В этих противоречиях происходит рождение индивидуальности, сопряженное с ощущением собственной полноценности и компетентности. Именно на этом этапе развития возникает желание и готовность учиться, быть успешным в учебе [15].
Вступление ребенка в старший дошкольный возраст, открывает перед ним новые горизонты, расширяет жизненное пространство для осуществления взаимодействия с внешним миром. Парадокс заключается в том, что ребенок еще не располагает средствами реализации этих возможностей. Это несоответствие «хочу» и «могу» часто приводит к образованию противоречия между осознанием своей интеллектуальной и деятельностной состоятельности и чувством беспомощности и неполноценности [15].
Переживание этого противоречия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Так, дошкольники чаще испытывают трудности в области осознания себя и своего места в мире людей (т.е. в социальной сфере) [7].
Обычно ребенок не осознает того, что его социальное и психологическое развитие управляется названными противоречиями, вызывающими состояние внутреннего дискомфорта, которого человек подсознательно старается избежать. Для избавления от этого эмоционального дискомфорта ребенку приходится осваивать систему различных видов деятельности, являющуюся, по сути, ведущим средством возрастной адаптации [7].
Игра, учение, взаимодействие со взрослыми и со сверстниками, труд – вот те виды деятельности, которые являются основными средствами адаптации в старшем дошкольном возрасте [23].
Детская игра – это необходимая ступень приобщения ребенка к миру взрослых. В своих играх дети усваивают социальный опыт, примеряют на себя те или иные роли, овладевают разнообразными действиями, недоступными им пока в реальной жизни. Происходит идентификация себя с умным, компетентным во всех отношениях взрослым. В то же время в процессе игры складывается первичная картина мира, осознаются собственные качества, формируется самооценка. В игре выкристаллизовывается личность, «Я» ребенка [12].
Психологи позиционируют игру как некую школу индивидуальности, поскольку в ней ребенок учится отстаивать свое право на уникальность и в то же время раскрывает свой потенциал, свои способности [7].
С поступлением в школу игра не исчезает, она качественно изменяется, обогащается новыми «ролями» и правилами, усложняется и «вырастает» вместе с ребенком. Ребенок начинает играть «в самого себя», проигрывая те ситуации, в которых он не успешен в реальности. В этом проявляется колоссальная психотерапевтическая и самообучающая роль игры [12].
Учебная деятельность начинается задолго до поступления ребенка в школу. У дошкольника крайне велика потребность в познании окружающего мира, человеческих отношений, им движет желание овладевать самыми разными умениями и навыками. Очень важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы его познавательные потребности своевременно и в полном объеме удовлетворялись. При этом следует учитывать не только уровень актуального развития, но и ЗБР (зону ближайшего развития) ребенка [20].
Потребность в общении со сверстниками появляется у человека еще в раннем возрасте (1-3 года). На протяжении всего дошкольного детства удовлетворение этой потребности остается важнейшим условием для психического, социального и эмоционально-личностного развития ребенка. Содержанием данных взаимоотношений является сотрудничество, соучастие, самовыражение, а значит, без их реализации невозможны совместные игры, осуществление трудовой и учебной деятельности [17].
Дети побуждаются к общению самыми разными мотивами: личностными, познавательными, деловыми, при этом у дошкольников ровесники рассматриваются чаще как партнеры по совместным занятиям [18].
Дети взаимодействуют со взрослыми с первых минут своей жизни. Это общение проявляется в двух основных формах: личностной и познавательной [17].
Ребенок-дошкольник живо интересуется устройством окружающего мира, но постичь его самостоятельно он не в силах. Познавательный характер общения со взрослым, выступающим в роли знатока и эрудита, носителя жизненного опыта, дает возможность ребенку выйти за рамки неизведанного. Поддержка взрослого необходима для развития детской любознательности, мышления, восприятия и др. психических процессов. Вхождение ребенка в мир людей, его социализация так же не возможны без активного участия взрослого, ведь именно взрослый научает подрастающего человека нормам и правилам общежития [20].
На протяжении всего периода детства ребенок сохраняет эмоциональную привязанность к взрослому, и от содержания их общения во многом зависит то, какой тип личности сформируется у ребенка: будет ли он успешным, уверенным в своих силах, социально адаптированным человеком (при благоприятном характере отношений) либо замкнутым, неуверенным, асоциальным (в случае негативного характера взаимоотношений со взрослым) [23].
Таким образом, можно говорить о том, что психологическая адаптация должна определяться, исходя из всех вышеперечисленных возрастных особенностей детей. Только с учетом основных задач развития, при достижении определенного уровня физического развития, при базовой сформированности основных видов деятельности (игровой, трудовой и коммуникативной), при выявлении базовых психологических противоречий и новообразований возраста, ребенка можно считать психологически готовым к обучению в школе.
Развитие логического мышления у детей 6-7 лет
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.