Речь слабослышащего ребенка насыщена многочисленными аграмматизмами, недостаточной фонетической оформленностью. Группа с ОНР объединяет детей, у которых различные формы речевых нарушений в случаях, при условии патологических проявлений по трем указанным компонентам, например, такие патологии как: дизартрия, алалия, ринолалия, афазия.
Независимо от природы дефекта, у детей с ОНР существует проявления, указывающие на нарушение системы в целом:
нарушение звукопроизношения и фонемообразования;
резко ограниченный лексикон;
выраженный аграмматизм;
специфические нарушения слоговой структуры слов;
несформированность связной речи.
По исследованиям Т.В. Розановой, память детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей:
в разы интенсивнее, чем у нормально-слышащего ребенка, меняются представления (теряется отчетливость, яркость воспроизведения объектов, уменьшаются размеры, перемещаются в пространстве отдельные детали объектов, уподобляется один предмет другому, который хорошо известен);
процесс запоминания в тесной зависимости со способом предъявления материала, поэтому у ребенка затруднены процессы запоминания, сохранения и воспроизведения речевого материала (слова, предложения и тексты).
Ряд специфических особенностей воображения ребенка с нарушениями слуха обусловлены следующими факторами:
замедлено формирование речи и абстрактного мышления;
воссоздающему воображению отведена важная роль в когнитивной деятельности.
Исследование творческого воображения глухих и слабослышащих детей также показывает наличие ряда особенностей, связанных с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Изучение творческого воображения глухих и слабослышащих детей также показывает ряд особенностей, связанных с недостаточным объемом информации об окружающем мире.
Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью, что наиболее ярко прослеживается в развитии вербально-логического мышления.
Умственное развитие нормально-развивающихся детей опирается на речь, у детей с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи и компонентов языка (лексика, грамматика, фонетика), поэтому они в общем уровне развития отстает от своих сверстников.
На фоне нарушений устной речи у детей возникают расстройства в письме, которые проявляются в форме дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных средств – мимико-жестовая речь, тактильнсть, чтение по губам.
Нарушения или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими людьми, замедляют процесс усвоения информации, обедняют опыт детей и отражаются в целом на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, в то время как дети с нарушениями слуха в этом отношении в серьезной степени ограничены.
Таким образом, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, которую характеризуют степень и характер нарушения слуха; временной интервал, в котором произошло нарушение слуха; уровень речевого развития, наличие или отсутствие дополнительных отклонений в развитии ребенка.
Развитие лексической основы речи слабослышащих школьников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.