В детском учреждении гигиенический уход, сон и кормление осуществляются не одновременно со всеми детьми группы, а постепенно. В установленный режим времени детей не спеша укладывают спать, начиная с младших и тех, у кого проявляются признаки засыпания. Уложенные спать в разное время дети и просыпаются не все сразу, а один за другим. По мере пробуждения их поднимают и начинают кормить, не дожидаясь, пока проснутся все. После кормления каждого ребенка выкладывают в манеж.
Такая организация кормления, укладывания в постель, подъема после сна и других моментов ухода за детьми в учреждениях позволяет кормить, укладывать их и поднимать после сна в соответствии с их индивидуальными потребностями и состоянием на данный момент.
Гигиенический уход, укладывание на сон, подъем и кормление выполняются в той же комнате, где организована детская игра для наблюдения за бодрствующими детьми в манеже.
В группе, где дети воспитываются 1 год жизни, пеленальный столик должен стоять рядом с раковиной, возле раковины должны быть вешалки для отдельных полотенец, а рядом на полу — бак для грязного белья. В пеленальном столике есть запас белья для переодевания. Под рукой должны быть и полки со всем необходимым для ухода за ребенком. Такая организация рабочего места персонала обеспечивает хорошее и спокойное обслуживание ребенка.
Стол для кормления и стол для пеленания должны быть расположены таким образом, чтобы во время службы одного ребенка можно было наблюдать за детьми, бодрствующими в это время [11].
Организация бодрствования. Для веселого позитивно-эмоционального поведения детей и своевременного развития очень важно организовать их бодрствование. Для этого необходимо не только своевременно кормить детей и обеспечивать хороший гигиенический уход, но и давать игрушки, соответствующие возрасту и развитию, чтобы обеспечить достаточное пространство для движения и общения с детьми — для развития их различных навыков и способности, чтобы поддерживать веселое и радостное настроение.
Чтобы обеспечить активное поведение ребенка, к моменту пробуждения должны быть подготовлены условия для его самостоятельной деятельности. В детском учреждении в манеже и за барьером на полу должны быть выложены различные игрушки, соответствующие возрасту и развитию детей.
Не нужно вешать или класть в манеж или в кроватку (в семейной обстановке), а также за барьер на полу сразу много игрушек. Игрушки следует размещать в разных местах, это побуждает детей двигаться.
Для поддержания активного поведения детей в течение одного периода бодрствования игрушки необходимо менять. Долго с той же игрушкой ребенок не может играть, он перестает на нее реагировать. Тем не менее, это также плохо для детской игры слишком частая смена игрушек, так как это не приучает их к сосредоточенным занятиям.
Большинство навыков ребенок усваивает под влиянием взрослого. Однако некоторые навыки он овладевает в процессе самостоятельной деятельности, если это создает благоприятные условия, например, учится хвататься за висящие над ним игрушки, садится из положения лежа, вынимает игрушки из тазика и т. д. Самостоятельная деятельность ребенка должна чередоваться с общением со взрослыми и играми-занятиями. Надо научить ребенка бодрствовать без участия взрослых. Это имеет большое значение в воспитании детей, как в семье, так и в учреждении, ребенок привыкает активно играть, совершенствует и укрепляет навыки, которым его обучают взрослые [7].
Большое значение для хорошего спокойного бодрствования детей имеет тишина в детских учреждениях. Шум утомляет детей, и только в спокойной обстановке они могут слышать речи взрослых, слышать звуки собственных голосов и других детей.
Необходимо постоянно следить за тем, чтобы во время бодрствования дети были чистыми, сухими, а также не охлаждали и не перегревались. Это важно не только для их здоровья и нормального развития, но и для состояния их нервной системы. Если дети мокрые или грязные, они обычно становятся безразличными к игрушкам, начинают плакать или пассивно лежать и сосать пальцы. Для того чтобы дети не простудились, необходимо тепло их одевать, но одежда не должна препятствовать своевременному развитию движений.
В конце периода бодрствования необходимо внимательно следить за состоянием ребенка и при первых признаках утомления укладывать его в постель.
В детском учреждении, если ребенок по какой-либо причине не может бодрствовать среди других детей, ему следует создать условия в детской кроватке или в другом изолированном месте, дать игрушки, взрослые должны часто общаться с ребенком [8].
Таким образом, на первом году жизни психическое и физическое развитие ребенка идет быстрыми темпами. В течение первых 12 месяцев биологической адаптации ребенка к миру закладываются «кирпичики» полезных и вредных привычек, формируются ростки его будущих побед или неудач. И именно от того, насколько благоприятные условия для ребенка сможет создать взрослый человек, зависит его здоровье, его развитие, его жизнь.
Развитие и воспитание детей первого года жизни
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.