Развитие фонематических процессов у дошкольников c ОНР 3го уровня - курсовая работа готовая
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Развитие фонематических процессов у дошкольников c ОНР 3го уровня

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Фонематические представления развиваются у детей в результате наблюдений за разнообразными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. В результате сопоставления и обобщения получаются константные фонематические представления. Под ними следует понимать способность воспринимать отдельный речевой звук в разных вариантах звучания как тождественный себе [Садовникова].
Фонематическое представление о звуковом составе языка развивается у детей на основе формируемой способности слышать и различать звуки (фонематический слух), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ).
В. К. Орфинская выделила такие функции фонематических процессов как:
– Функция смыслоразличительная  (изменение  одной  фонемы  или  одного  смыслоразличительного  признака приводит к изменению  смысла); 
– Функция слухопроизносительная (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);
– Фонематический анализ, т.е. разложение  слова на составляющие его  фонемы [Лалаева].
Фонематическая  система речи главным образом зависит от работы речеслухового анализатора. 
Существует два направления, которые взаимосвязаны между собой, и оба ставят перед собой задачу – развитие звуковой стороны речи при нормальном её формировании:
– усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения);
– усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.
Дифференциация звуков речи, и при произношении, и при восприятии, осуществляется на основе определения первостепенных признаков и отвлечения их от второстепенных, которые не имеют фонематического значения.
К старшему дошкольному возрасту нормотипичный ребенок должен уметь разграничивать все звуки. Это означает, что к данному возрастному этапу заканчивает свое формирование фонематическое восприятие (способность  дифференцировать фонемы и осуществлять звуковой состав слова). К 5-6 годам у дошкольника происходит становление правильного звукопроизношения.
Развитие правильного  произношения определяется способностью  ребенка анализировать  и  синтезировать  речевые звуки, то есть это зависит от характерного уровня сформированности фонематического  слуха, который отвечает за восприятие фонем конкретного языка []. 
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
В формировании звуковой стороны речи у детей на пятом году наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны – особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны – недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции [Алексеева М.М., Яшина В.И.].
В возрасте 5-6 лет у дошкольника происходит становление осознания произносительных умений. Благодаря процессу обучения большинство детей старшего дошкольного возраста уже способны правильно оценивать свое произношение и произношение своих сверстников.
К пяти года необходимым является научить воспитанников правильно произносить весь спектр звуков родного языка. Но, известно, что часть дошкольников старшего дошкольного возраста имеют следующие часто встречающиеся дефекты в произношении сонорных (р, л), шипящих и свистящих звуков. Это вызывает огромное беспокойство, так как данные нарушения наблюдаются у значительной части детей пяти лет.
В старшем дошкольном возрасте активно идет развитие самоконтроля, дети начинают осознавать недостатки своей речевой деятельности. Дошкольники в данном возрасте способны оказывать взаимопомощь и проявлять интерес к речи друг друга, проявляют желание помочь товарищу.
К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. В возрасте 6 лет дети говорят в общем, правильно, но все же у значительного числа их (в среднем, не менее, чем у 10 процентов) имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаще замены звуков).
В пять лет фонетические дифференцировки оказываются полностью сформированными, речевой слух также является развитым в достаточной степени, работа приобретает направленность на развитие моторики артикуляционного аппарата. На этом этапе обучение может быть направленно на совершенствования силы голоса и темпа речи. В связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.
На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывают звуковую выразительность речи – развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации.
Таким образом, фонематический слух – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. У детей старшего дошкольного возраста фонематический слух хорошо развит, он позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. «Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы – фонематический слух». Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜