Фонематические представления развиваются у детей в результате наблюдений за разнообразными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. В результате сопоставления и обобщения получаются константные фонематические представления. Под ними следует понимать способность воспринимать отдельный речевой звук в разных вариантах звучания как тождественный себе [Садовникова].
Фонематическое представление о звуковом составе языка развивается у детей на основе формируемой способности слышать и различать звуки (фонематический слух), выделять звуки на фоне слова, сопоставлять слова по выделенным звукам (фонематический анализ).
В. К. Орфинская выделила такие функции фонематических процессов как:
— Функция смыслоразличительная (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);
— Функция слухопроизносительная (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);
— Фонематический анализ, т.е. разложение слова на составляющие его фонемы [Лалаева].
Фонематическая система речи главным образом зависит от работы речеслухового анализатора.
Существует два направления, которые взаимосвязаны между собой, и оба ставят перед собой задачу — развитие звуковой стороны речи при нормальном её формировании:
— усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения);
— усвоение системы признаков звуков, необходимых для их различения.
Дифференциация звуков речи, и при произношении, и при восприятии, осуществляется на основе определения первостепенных признаков и отвлечения их от второстепенных, которые не имеют фонематического значения.
К старшему дошкольному возрасту нормотипичный ребенок должен уметь разграничивать все звуки. Это означает, что к данному возрастному этапу заканчивает свое формирование фонематическое восприятие (способность дифференцировать фонемы и осуществлять звуковой состав слова). К 5-6 годам у дошкольника происходит становление правильного звукопроизношения.
Развитие правильного произношения определяется способностью ребенка анализировать и синтезировать речевые звуки, то есть это зависит от характерного уровня сформированности фонематического слуха, который отвечает за восприятие фонем конкретного языка [].
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
В формировании звуковой стороны речи у детей на пятом году наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны – особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны – недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции [Алексеева М.М., Яшина В.И.].
В возрасте 5-6 лет у дошкольника происходит становление осознания произносительных умений. Благодаря процессу обучения большинство детей старшего дошкольного возраста уже способны правильно оценивать свое произношение и произношение своих сверстников.
К пяти года необходимым является научить воспитанников правильно произносить весь спектр звуков родного языка. Но, известно, что часть дошкольников старшего дошкольного возраста имеют следующие часто встречающиеся дефекты в произношении сонорных (р, л), шипящих и свистящих звуков. Это вызывает огромное беспокойство, так как данные нарушения наблюдаются у значительной части детей пяти лет.
В старшем дошкольном возрасте активно идет развитие самоконтроля, дети начинают осознавать недостатки своей речевой деятельности. Дошкольники в данном возрасте способны оказывать взаимопомощь и проявлять интерес к речи друг друга, проявляют желание помочь товарищу.
К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. В возрасте 6 лет дети говорят в общем, правильно, но все же у значительного числа их (в среднем, не менее, чем у 10 процентов) имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаще замены звуков).
В пять лет фонетические дифференцировки оказываются полностью сформированными, речевой слух также является развитым в достаточной степени, работа приобретает направленность на развитие моторики артикуляционного аппарата. На этом этапе обучение может быть направленно на совершенствования силы голоса и темпа речи. В связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.
На шестом году совершенствуют артикуляцию звуков, дифференциацию смешиваемых звуков, продолжают развивать восприятие речи; воспитывают звуковую выразительность речи – развивают силу голоса и его тембр, темп и ритм речи, мелодику, навыки использования разной интонации.
Таким образом, фонематический слух — первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ — вторая. У детей старшего дошкольного возраста фонематический слух хорошо развит, он позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифференцировать близкие по звучанию фонемы. «Основным качеством человеческого слуха и является способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы – фонематический слух». Только при его наличии возможно понимание смысла отдельных слов.
Развитие фонематических процессов у дошкольников c ОНР 3го уровня
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.